Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

О ХРАМЕ БОГОРОДИЦЫ НАД ИСТОЧНИКОМ И ЦЕРКВИ ПЕТУШИНОГО КРИКА

Путь нашей небольшой паломнической групп­ки лежит в город Назарет. В древности это был небольшой, презираемый иудеями полуязыческий городок в Нижней Галилее, на окраине… Для нас же, христиан, этот город славен тем, что здесь жили Дева Мария и праведный Иосиф Обручник; здесь произошло Благовещение Пречистой Деве: «…зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк.1,31); здесь жило Святое Семейство после возвращения из Египта, куда они с Богомладенцем Иисусом бежали от царя Ирода; здесь Спаситель возрастал до времени Своего выхода на общественное служение.

В Назарете, как и везде на Святой земле, много греческих, католических и протестантских церквей. Но мы стремились попасть в православный храм Благовещения Пресвятой Богородицы (над источником). Кстати, это единственный в Назарете источник, к нему, несомненно, ходила за водой и Матерь Божия. Приехали мы в первом часу пополудни, но, увы, вход в храм оказался закрытым. Не унывая, мы стали молиться, и… двери раскрылись и нас впустили. Минуя основной алтарь, мы по каменным ступеням спустились в пещеру — в нижний храм, древнюю крипту. Именно здесь расположен колодец (источник). Да, тот самый колодец, где и произошло Благовестие: Архангел Божий Гавриил явился и сказал юной Марии, чтобы Она шла в дом и ждала его прихода. Пречистая Дева послушалась, и ангел Божий вошёл в дом и сообщил Ей благую весть, что Она родит Сына от Духа Святого.

Греческая церковь Благовещения очень красивая и уютная, от резного деревянного иконостаса очень приятно пахнет ладаном, смолой, деревом — этот запах копился и будто бы густел веками, ощущение невероятное. Кстати, несколько икон иконостаса были пожертвованы русскими паломниками. А на левой колонне перед алтарём помещена почитаемая чудотворная икона Благовещения.

Как известно, есть несколько видов икон Благовещения. Чаще всего Богоматерь представлена сидящей за прялкой, а Ангел с посохом в левой руке благословляет Её, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. Есть иконы, где изображена встреча вестника Божия Архангела Гавриила и Девы Марии у колодца. Есть иконы, на которых Матерь Божия сидит и читает Священное Писание. Читая в пророчестве Исаии слова: «…Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7,14), — Она воспламенялась горячею любовью не только к ожидаемому Мессии, но и к той Деве, Которая предназначена зачать и родить Его. Юная Мария смиренно молилась, чтобы Бог сподобил Её прислуживать Матери Божией…

Ранее над источником стояла другая церковь, построенная в VVI веках. Церковь также была посвящена событиям Благовещения, но освящена в честь Божия вестника Архангела Гавриила и принадлежала православным. Но в 1263 году храм разрушили мамлюки. Только пять веков спустя храм был восстановлен, но уже как храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Праздник Благовещения в православной традиции, как вы знаете, созвучен Евангелию (от греч. «благая весть»). А по силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Святой Пасхи.

† † †

Вы все, наверное, слышали о самой известной улице Иерусалима — Виа Долороса (итал. Путь Скорби). По этому пути шёл Господь Бог наш и Спас Иисус Христос, ведомый на распятие. Традиция крестных ходов по Пути Скорби сложилась ещё в IV веке. Обычно паломников водят от Претории до Гроба Господня по станциям. Но наш экскурсовод на Святой земле Татьяна сказала, что есть ещё византийский вариант «Дороги Скорби», и предложила нашей паломнической группе проследовать по этому пути. Византийцы придавали шествиям литургический характер и переходили от одного храма к другому, чтобы молитвенно вспоминать евангельские события. И мы пошли по пути, по которому ходили паломники с древних времён: по потоку Кедрон — так, как вели на суд в дом первосвященника Каиафы Сына Божия. Путь лежал через Гефсиманский сад, где Спаситель молился перед Своими крестными муками, а его ученики, которые сопровождали своего Учителя и должны были бодрствовать вместе с Ним, в это время безмятежно спали. Недалеко от камня, на котором молился Христос, мы остановились и прочитали соответствующие главы из Евангелия, стоя в тени олив, которые плодоносят и поныне и окружены решётками, иначе паломники растащили бы их по кусочкам как святыньки. Здесь стоит церковь всех наций, но мы не стали туда заходить — очень там мрачно. А помолившись, двинулись дальше.

По дороге мы встретили несколько усыпальниц, одна из них — гробница Авессалома, третьего сына царя Давида. А местность, по которой мы шли, — это так называемая долина Страшного суда. Далее (мы всё ещё идём по долине Страшного суда) начинаются раскопки древнего города Давида, миновав которые мы оказались у Силоамской купели — той самой, где Христос исцелил слепорождённого: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин.9,1–7). Силоамская купель была построена ещё во времена царя Езекии, вода поступала в него по тоннелю, прорубленному в скале от источника Гихон. Купель — практически единственное архитектурное сооружение, сохранившееся со времён Христа. Здесь византийские паломники останавливались, читали Евангелие, служили молебны и шли дальше.

И вот перед нами предстала церковь, о которой мало кто знает. Называется она церковь св.апостола Петра «ин Галликанту», или церковь Петушиного крика. Этот храм — напоминание о трагедии отречения апостола Петра от Христа. Помните, как об этом сказано в Евангелии? Пётр сказал Христу, что готов с Ним хоть в темницу, хоть на смерть идти. Но Сын Божий ответил: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк.22,34). Так и произошло: когда Пётр в третий раз отрекся от Спасителя, запел петух. «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды» (Лк.22,61).

Храм стоит над домом первосвященника Каиафы, где был первый суд над Господом. Храм не один раз разрушался (в 529 г. — самаряне, в 614 г. — персы, в 1010 г. — арабы) и вновь восстанавливался. Современное храмовое здание было возведено в 1931 году, органично вписанное в склон Сионской горы. А археологами были найдены ступени длинной лестницы, идущей к вершине горы мимо храма. Улица III веков до Р.Х. с широкими ступенями вела от Силоамского пруда в Верхний город. Именно по этим ступеням мог подниматься Господь, схваченный в Гефсиманском саду и влекомый храмовой стражей и солдатами на суд первосвященников. Но, как известно, первосвященник Каиафа решил, что судить Христа должен Понтий Пилат, начальствовавший тогда в Иудее, и отправил Его в Преторию.

Зайти в храм Петушиного крика нам не удалось, он был в тот день закрыт, и мы направились в Иерусалим. Экскурсовод Татьяна показала нам на схеме старого города первую базилику над Гробом Господним, построенную царём Константином. Базилика та была гигантской, раза в два больше нынешней.

После Воскресения Христа место Его трёхдневного погребения стало местом поклонения для учеников и последователей Его учения. Но император Адриан в 135 году, дабы воспрепятствовать христианам приходить сюда, воздвиг здесь храм языческой богине Венере. Пожалуй, мы должны поблагодарить за это незадачливого императора, ибо он, выделив это святое место таким образом, невольно помог равноапостольной царице Елене отыскать впоследствии Гроб Господень. И уже по воле её сына — св.царя Константина Великого — в 326—335 годах над Гробом Господним был возведён величественный храм.

Увы, в 638 году Иерусалим был завоёван султаном Омаром. А в 1009 году египетский правитель халиф Аль-Хаким приказал разрушить храм до основания. Пострадала и пещера Гроба Господня, но тридневное ложе Господне осталось нетронутым. А уже в 1042—1048 годах стараниями императора Константина Мономаха храм был отстроен заново. В течение следующих почти тысячи лет храм не раз страдал от человеческих рук и от стихий. Но серьёзный ремонт был проведён только после страшного пожара, вспыхнувшего в 1808 году. Реставрация основных приделов была произведена в середине XX века, а некоторые реставрационные работы продолжаются и по сию пору.

Матушка Елена МИЛЬЧАКОВА

предыдущая    следующая