Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О ДУХОВНЫХ СОСТОЯНИЯХ ВО ВРЕМЯ ПОСТА

Как-то меня спросили: «Отец Игорь, сколько в вашей жизни уже было Великих постов? Можете ли вспомнить свой первый пост? Тяжело было поститься?» Попробую посчитать... Если я крестился в 1985 году, то получается тридцать пять Великих постов. Хотя я и крестился и уверовал в Бога, но, к сожалению, мои представления о Христе и Церкви оставались поначалу весьма расплывчатыми. Только через год или полтора мне удалось наконец достать Евангелие. Но я помню, что, по крайней мере, в первый пост животную пищу я не употреблял. Знал, что мясо, рыбу, молоко не вкушают, — это я старался выполнять по мере сил.

Но ограничение в пище не является самоцелью. Господь нигде не говорил, что если будешь поститься, то унаследуешь Царство Небесное. Хотя Сам Господь, прежде чем вый­ти на проповедь, постился. Постились и апостолы. Иисус Христос говорил, что духи нечистые, а стало быть, и грехи, связанные с ними, изгоняются постом и молитвой. Ограничение себя в пище — это инструмент, а цель — преодоление своих страстей.

Здесь можно нарисовать примерно такую схему. Всякая борьба со страстями требует духовных сил, она требует воли человеческой, чтобы не разрешать себе грешить. Воля же тренируется там, где человек себе в чём-то отказывает, ограничивает себя в необходимом и привычном. Поэтому пощение телесное, ограничение себя в скоромной пище — это самое простое, что можно придумать.

Но бороться с блудными помыслами или осуждением значительно сложнее, чем просто не вкушать мясо. В последнем случае взял мясо, отложил в сторону — и терпи. Но ограничивая себя в приёме скоромной пищи, не чревоугодничая, не услаждая вкус, человек постепенно воспитывает волю, обретает духовные силы, которые дальше можно использовать в борьбе со страстями.

Как понять, что пост прошёл с пользой для души? Вот если удалось приобрести такие силы, что ты стал более терпимым, стал меньше осуждать ближнего, раскрыл для него своё сердце, готов помочь ему, меньше раздражаешься, то это можно признать положительным результатом поста. Хорошо попостился — это когда у тебя на душе благодать Божия.

Надо ещё сказать, что когда человек много постится, то его физические силы умаляются, и многие люди говорят, что именно это и создаёт в душе человека благостное состояние и ослабляет страсти. Мне как-то рассказали случай в монастыре. Однажды новоначальный послушник на братской трапезе в обед очень крепко налегал на творог. Рядом сидел старый, более опытный монах и печально смотрел на то, с каким удовольствием и в каком количестве юноша поглощает творог. Потом вздохнул и сказал: «Милый, что ж ты ночью-то делать будешь?»

Очевидно, что такое количество скоромной пищи даёт много энергии и сил, а куда она пойдёт?.. Человеку тогда легко сорваться. Старый монах прекрасно знал об этом. Кроме блудного греха можно впасть в другие страсти: гнева, осуждения, гордыни. Когда же плоть ослаблена, то со всем этим бороться легче.

Степень поста должна быть такой, чтобы ты, удерживая себя от разнообразных яств и ограничивая себя не только в скоромной пище, но и в её количестве, при этом оставлял силы для выполнения своего послушания — работы, молитвы, — при этом мог и здраво мыслить.

Нам всем не хватает сосредоточенной молитвы. Но бывает и так, что человек, ощутив благодать Божию, берёт на себя большое молитвенное правило, и... срывается. Как определить золотую середину? Давать в этом вопросе общие рекомендации сложно. Всегда нужно обращаться к святоотеческому опыту. Святые отцы имели ум просвещённый и душу бесстрастную. Они могли дать полезный совет для всех. А я стараюсь к каждому человеку подходить индивидуально, и рекомендации давать такие, какие он в состоянии выполнить. Случается, что разным людям приходится давать внешне прямо противоположные, казалось бы, советы.

Пимен Великий, когда к нему обратился один монах с вопросом, что поделать с помыслом — отсекать или бороться с ним, — получил такой совет: «Отсекай и не пускай в сердце». Пришёл другой монах и задал ему тот же вопрос. Ответ получил следующий: «Пускай в сердце и борись». Когда первый монах узнал, что второму был дан противоположный совет, то пришёл к старцу за объяснением. Пимен ответил, что выполнить второй совет молодому монаху невозможно, потому что он ещё не обладает такой силой духа. Второй же монах имел для этого достаточно сил и такой борьбой мог стяжать более высокий венец у Господа.

Для подавляющего большинства людей такой духовный подвиг, такая борьба не по силам. Поэтому надо следовать тому совету, который получил первый инок. Новоначальным же посоветовать можно следующее: постараться понять, что такое Церковь. А начать с того, что признать: я ничего не знаю про Церковь.

Мы приходим в храм, начинаем посещать службы, молимся, читаем Евангелие, исповедуемся, причащаемся — всё это очень хорошо. Но что такое Церковь, понимаем плохо. Всё своё тащим в Церковь. А Церковь — это же Невеста Христова, Тело Христа, и поэтому Церковь надо любить. Мы же частенько сразу же начинаем обличать грехи, действительные или мнимые, священноначалия или других членов Церкви и переносить их вину на саму Церковь, говоря при этом, что Церковь грешная, продажная, безблагодатная. Так может говорить человек, который не любит Церковь.

За Церковь можно распяться, как за любимого человека можно умереть. Понятно, что любимый не идеален, но любовь покрывает его несовершенства. Когда мы научимся любить Церковь, тогда по любви нам откроется всё таинственное, что в ней совершается.

Вот пример с языком богослужебных текстов. Некоторые говорят: «Церковно­славянский устарел, это мёртвый язык, и мы его изучать не будем». (Этим грешит, например, Московский библейско-богословский институт Андрея Первозванного. На этом основании у них в программе обучения нет церковнославянского языка.) Эти люди отрекаются от того сокровища, которое несёт в себе Церковь. Но можно ли сравнить современного человека, прикованного к телевизору или своему смартфону, с древним подвижником, который непрестанно молился?.. А потому какие тексты может написать современный человек? Соответствующие своему внутреннему устроению. Наиболее яркий результат в этом плане мы видим у заезжих проповедников, когда они рассказывают о Христе, точно рекламируют стиральный порошок или жевательную резинку.

Язык, церковное искусство, догматическое вероучение, обрядовая сторона — всё в Церкви насыщено Святым Духом. Поэтому кем бы ты ни был, ты обязательно найдёшь там самое близкое, необходимое для себя.

Усилия наши ограничены, но, пытаясь жить церковной жизнью, пускай даже не совсем так, как предписывает Устав, не зная каких-то догматов, человек получает благодать, Господь спасает его. Христос ведь пришёл для умных и для глупых, учёных и неучёных, младенцев и стариков — для всех. В России в старину простые люди особенно не богословствовали. Но они жили свято. Если человека того времени спросить про догматы Церкви, то он бы их и не объяснил. Но он свято верил, что Бог един и есть Троица. Как он это чувствовал, мы об этом можем только догадываться. Первые христиане, апостолы просто общались с Богом, это было для них как данность, а всё богословие появилось потом, когда человек стал отступать от Бога.

Когда беседуешь со старыми людьми, воспитанными в вере с детства, чувствуется какая-то цельность. Люди старшего поколения имели и имеют цель в жизни. И эта цель достаточно глубока. Рождение и воспитание детей — это очень высокая цель. Сегодня детей рожают зачастую для развлечения или по необходимости. Сознательное и ответственное желание родить ребёнка и воспитать его встречается крайне редко. Некоторые мамы говорят: «Хочу себе ребёночка родить». Ребёнок становится игрушкой. С такой установкой в дальнейшем страдают и мать, и дитя. Семья такому человеку нужна для удовольствия, дети — тоже для удовольствия. Все его желания направлены на удовлетворение своих потребностей — это эгоизм. Современный человек всё больше переориентируется на самого себя. Тогда как человек прошлых поколений был более направлен на общество, пусть и воспитывался он в обществе социалистическом. Я по­мню, как нас учили в школе, что общественное выше личного. Если мы вспомним происхождение социализма, то сможем увидеть, что социализм — это христианство, но без Христа. Бога подменили человеком. И всё-таки люди, воспитанные верующими родителями, несли в себе пускай замутнённый, но нравственный дух Православия. Ведь воспитание происходит не словами, а примером. Как ведут себя родители, так чаще всего ведут себя и дети. Сегодняшний образ жизни препятствует цельности, нас постоянно погружают в суету.

Бог постоянен, в Нём ничто не меняется. Символ постоянства Божества — это престол в Церкви, который никогда не сдвигается. Человеческое же существо переменчиво. Если наши предки делали мебель не на одно поколение, на кровати спал и дед, и прадед, а подвенечные платья передавались из поколения в поколение, то сегодня человеку постоянно предлагается что-то новенькое: попробуй то-то, купи это... Изменения происходят каждый день. И человек погружается в эту суету и гонку постоянных новостей, желаний. Ему уже не собраться и не остановиться. Он несётся, несётся, несётся, а спешка эта — дьявольская.

Это поспешение можно представить таким образом: человек идёт спокойно по улице, и даже если его толкнут, то он быстро вернётся к своему пути. Но если человек бежит и его слегка подтолкнуть, он может вылететь на проезжую часть и попасть под автомобиль. Поэтому сатана и загоняет нас в эту гонку, чтобы потом нас чуть-чуть подтолкнуть и направить в сторону нашей погибели. Чтобы мы не успели одуматься, не успели сообразить: раз — и ты уже пропал. И пост как раз такое время, чтобы остановиться. Даже богослужения в пост совершаются более медленно, более спокойно. Мелодии постовых песнопений более лиричные, частые поклоны. Во всё это суета уже плохо вписывается. И мы начинаем слышать Бога и светлеть душой.

Настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН

А ещё отец Игорь советует во время поста держать на памяти вот это стихотворение Виктора Афанасьева:

Если лгал — то больше не лги:
— Господи, помоги!
Если обиды не смог снести:
— Господи, прости!

Если к задаче ищешь ключи:
— Господи, научи!
Если подняться лень до зари:
— Господи, ободри!

Если впервые пустился вплавь:
— Господи, не оставь!
Если вспыхнуло солнце в твоей судьбе:
— Господи, слава Тебе!

следующая