Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
— А хотите, я покажу вам наш колокол? — при этих словах глаза Григория радостно вспыхивают. Сдаётся мне, для него этот колокол — настоящая драгоценность, и теперь он в порыве щедрости хочет поделиться со мной своим сокровищем, ведь разрешить полюбоваться — это и значит поделиться. Мы на цыпочках пробегаем через храм, где священник служит молебен с акафистом, по узкой лесенке поднимаемся в узкий полутёмный коридорчик… Здесь, привешенный к потолку, висит небольшой, но очень ладный, красивый старинный колокол.
— Вот… — говорит Григорий шёпотом. — Это он. Его зовут Валентин.
Не успел я понять, кого это так зовут, а Григорий уже указывает мне на надпись на округлом боку колокола. Латиницей, по-польски, там написано: «Меня зовут Валентин».
— Он из Польши привезён. А звук какой!..
Опасливо оглянувшись — не помешаем ли молитве? — Григорий дёргает за верёвку. Било коротко ударяется в медный бок, и коридорчик наполняется густым, необычайно красивым звоном.
— Вот! Вот! Настоящий звук! Я когда впервые увидел этот колокол, когда отгрузили
его и положили ко мне в машину, я несколько дней не мог с ним расстаться.
Понимаете, сидишь за рулём, а сзади —
колокол! Так хорошо на душе становится!
Потом Григорий привёл меня в комнату — метров, наверное, тридцать, — всю сплошь увешанную иконами. Может быть, и не древними, но старинными, намоленными… Очень красивыми. Иконы висят от потолка и едва ли не до пола, и мало того — большую часть пространства комнаты занимают столы, а на столах тоже иконы самых различных форм и размеров… Иные просто завораживают своей силой, своей духовной насыщенностью… Мой взгляд невольно задержался на «Всевидящем Оке» — такого необычного образа я ещё не видел… А Григорий:
— Сегодня привезли нам икону «Господь Вседержитель»! Вот она стоит, упакованная. Я её не видел ещё — надо хоть одним глазком посмотреть!
Он осторожно отрывает уголок упаковки, и нас ослепляют лазоревое сияние старинной иконы, и лик милостиво улыбающегося Спаса, и по-детски радостный лик херувима.
— Да что же это за комната? —
спрашиваю я в недоумении. — Это музей при храме? Или мастерская реставраторов?
— Это часовня, — отвечает Григорий. — Она ещё не вполне доделана, но молиться здесь уже можно.
— Часовня?! Но… зачем же столько икон?
Григорий недоумённо пожимает плечами:
— Где же и быть иконам, как не во храме?
И вот теперь нужно сказать наконец, где именно происходит наша беседа с Григорием Гершковичем. Представляете топографию Васильевского острова? Знаете бывший ДК при ПО им.Козицкого? Если не знаете, то скажу так: это большое здание сталинской архитектуры, стоящее на слиянии 5й линии В.О. и набережной реки Смоленки. Огромный, красивый советский дом культуры, который, впрочем, ничем не напоминает православный храм. И тем не менее сейчас он официально называется так: «Храмовый комплекс в честь Покрова Пресвятой Богородицы». В его помещениях уже есть два храма — во имя иконы Пресвятой Богородицы «Трёх Радостей» и во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. А собеседник наш, Григорий Гершкович, вдохновитель создания этого комплекса, человек, который несёт на себе большую часть хлопот по его обустройству, о своей должности говорит так:
— Да нет у меня никакой должности. Староста? Ктитор? Ну назовите ктитором — это ближе всего.
И вот что он говорит об истории своего детища:
— В 2004 году здесь появилась наша молельная комната. В здании шёл ремонт, и тяжело шёл… Поэтому священникам приходилось каждый раз перед началом работ служить сугубые молебны, окроплять территорию, малый чин освящения проводить, и так до бесконечности. Каждую неделю мы служили молебен о начале нового дела. Появился священник, который стал окормлять эту территорию, — отец Александр Григорьев, бывший настоятель храма в Крестах, ныне покойный. И мы пошли к митрополиту Владимиру с просьбой благословить здесь начало мероприятий: православных праздников, православных вечеров, православных встреч… И только в 2017 году митрополит Варсонофий благословил наш первый храм. А мы до конца не понимали, в честь кого будет этот храм. И вот настал день, когда нужно было идти к митрополиту. Отец Александр Пелин, наш будущий настоятель, мне говорит: «Нельзя больше тянуть! Пора определяться!» Ну ладно, пошёл я в часовенку, помолился. А там, как и сейчас, много-много икон — на столах, на стенах… И вот вижу: икона Божией Матери «Трёх Радостей». Что ж, пусть будет «Трёх Радостей»!
— Просто так, без видимой причины?
— Да. «Трёх Радостей», потому что… Потому что «Трёх Радостей». Эта икона стоит,
смотрит на меня — и нет сомнения, что именно «Трёх Радостей». Звоню будущему
настоятелю: «Отец Александр, «Трёх Радостей» —
без вариантов!» А потом выяснилось, что икона «Трёх Радостей» — чудотворная: она
очень быстро помогает людям. Написали прошение, пошли к владыке Варсонофию,
получили благословение. Митрополит высказал пожелание, чтобы в комплексе
строились не домовые храмы, а приходские, чтобы богослужения были регулярными,
чтобы люди с улицы могли приходить. Мы обещали, что так и будет. И вот уже
поданы все документы на регистрацию прихода Никольского храма.
— Только Никольского?
— Пока да. Потому что создавать два приходских храма в одном комплексе смысла
нет: они же всё равно на одной территории. А служить будем в обоих. В маленьких
помещениях уже идут учебные мероприятия, полусветские мероприятия, выставки,
фестивали культуры, искусства… Православная жизнь, она же не только в храме. Но
творческие люди, если они идут не от храма, а от творчества, то их очень тяжело
удержать в храмовом пространстве. Мы предпринимали попытку идти от творчества,
но поняли, что это путь тупиковый, а нам нужно, чтобы люди приходили к Богу. Нам
нужна культурная часть, именно та, что приведёт человека к Богу, удержит на этом
пути, не собьёт в сторону. Наша конечная цель —
достичь того, чтобы мероприятия проходили три-четыре дня одновременно на разных
площадках. Самые разные мероприятия, где можно будет приходить семьями — от
дедушек и бабушек до внучат, —
и каждый будет иметь свою зону интересов, и чтобы они все вместе могли
находиться.
— Вы говорили, что в вашем храмовом комплексе уже сейчас хранится более 800 частиц мощей различных святых…
— Когда-то я читал дореволюционную книжку о петербургском Новодевичьем
монастыре, и в ней была такая фраза, сказанная кем-то из паломников: мол, в
Питер паломнику и ходить-то незачем —
здесь и мощей никаких нет. Надо признаться, эта фраза сильно поранила мне
сердце… И вот ещё… Ведь мощи святого независимо от размера частицы — это и есть
сам святой. Возле частицы ощущаешь присутствие самого святого. И с такой стороны
взглянем: ведь очень многие люди боятся мощей…
— Вот как? Не замечал…
— А мы замечали! Многие люди просто не понимают, что тут почитается, зачем почитается. Культура духовного общения с мощами утрачена. Соответственно, нужно народ заново учить. В принципе, много-то мощей как будто для этого и не нужно… Но, понимаете, каждая частица — это же святой! И этим всё сказано! И мы поняли, что, может, в этом-то и заключена та задача, которую мы в нашем храмовом комплексе должны решить: сделать так, чтобы у этих мощей люди могли бы молиться. И чтобы это было не то что в большом ящике натыкано много-много частиц с именами… Подходишь и начинаешь читать, и уже молитвы нет. И мы решили попробовать сделать место, где люди смогут именно молиться. Мы даём человеку возможность почитать житие святого, к иконе подойти, молитву прочитать, погрузиться в молитвенное состояние… Причём выбрать того святого, который именно сейчас, в данную секунду, ему близок. У часовни святой Ксеньюшки (я лично наблюдал!) время от времени появляются такие энтузиасты, которые собирают единомышленников для совместного чтения акафистов. А наша территория даст этим людям возможность сконцентрироваться там, где они не будут мешать другим, где не будет наслаиваться чтение одного акафиста на другой: территория у нас большая, помещений много… По времени тоже можно разнести. Хочешь создать группу почитателей, допустим, свт.Спиридона Тримифунтского (или любого другого святого!), которая будет приходить в такой-то день, в такой-то час для чтения акафиста, — создавай! Нужен вам будет священник — значит, придёт к вам и священник…
И Григорий Гершкович ещё что-то говорит о том, как он с единомышленниками собирается устроить жизнь в Покровском храмовом комплексе, а я думаю, что здесь, на берегу Смоленки, православных и в самом деле ждут три радости: во-первых, храмовое богослужение, как во всякой нашей церкви; во-вторых, келейная молитва — лицом к лицу со святым; и, в-третьих, культурная жизнь, которая сможет питать и укреплять христианскую душу.
Добраться до Покровского храмового комплекса легко: он стоит невдалеке от двух станций метро — «Спортивной» и «Василеостровской» (эта находится чуть подальше). Адрес: наб.р.Смоленки, д.2. Приходите!
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН