Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Лик — лицо — личина

А В НОСУ ЗВЕЗДА ГОРИТ

Прочитав это цинично-эпатажное название, многие любители Пушкина возмутятся: «Отец протодиакон, вы о чём? Как вы смеете коверкать великого поэта?» Увы, его идеалы чистой красоты коверкает наша жизнь, точнее — массовая культура, которую некоторые, с позволения сказать, богословы (точнее, выпускники кафедры научного атеизма) склонны признать доминирующей, а Православие — лишь субкультурой. И когда появляется барышня (если её так можно назвать) с пронзённым носом, в котором сверкает стекляшка, то эти несколько изменённые пушкинские слова напрашиваются сами.

В этой статье речь пойдёт о том, как выглядит и во что одевается наша молодёжь. И не только она, но — увы! — и некоторые старые мальчики и девочки изрядного возраста.

Чувствую, что на меня немедленно обрушатся великие гневы с другой стороны: «Опять фарисейство, опять заботы о внешности, опять проповедь формы, а не содержания! Опять гробы повапленные!» Как знать, как знать… «В человеке всё должно быть прекрасно», — говорит А.П.Чехов. И человек, хотя бы в силу его тварности, отнюдь не безформенное существо. И та внешняя форма, которую он избирает, например костюм, очень часто говорит ох как много о его содержании, о его душе. И о тех бурях, которые в ней свирепствуют, а временами и выплёскиваются наружу.

И более того: то, что кажется нам протестом, бунтом, порывом искренности, на поверку может оказаться самым заурядным коммерческим фарисейством.

Действительно, что пытаются сказать «рассерженные молодые люди», когда делают себе пирсинг, татуировки, одеваются в дикарские лохмотья? На первый взгляд, они протестуют против пошлости, условности, лицемерия современной глобальной системы, её коммерческого, торгашеского духа. Они как бы отождествляют себя с «третьим миром», с не тронутыми цивилизацией чистыми дикарями. Как будто бы они стремятся к «естественному, природному человеку» просветителей. «Назад к природе» по Руссо!

Да ничего подобного!

В карманах порванных джинсов лежат мобильник (а часто — айпад или мини-планшет) и банковская карточка. И это всё. О каком протесте против буржуазной действительности может идти речь, когда протестун или протестунья прекрасно вписываются в эту глобальную коммерческую систему, а равно и систему глобальной информации и слежки, и без неё жить не могут? И в отличие от бедного дикаря, они весьма обезпечены и защищены.

Да, как писал Козьма Прутков:

Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг…
(Вариант — «На коем фрак…»)

Лицемерие, да и только.

Дикарь умеет бороться с голодом и стихиями, добывать себе хлеб насущный, прекрасно ориентируется в природе. Что же будут делать их современные подражатели в лесу? Ответ «ВКонтакте»: «Будем ориентироваться по навигатору». Вопрос: «А если навигатор откажет?» Ответ: «Сядем под ель и будем подыхать».

Дикарь любит природу, уважает её, благоговеет перед ней. Перед тем как срубить дерево, в Африке он просит у него прощения. Чукча, убив тюленя, говорит ему: «Прости меня». Ничего подобного у значительной части современных молодых людей мы не видим: природа им чужда и часто они обращаются с ней по-хамски, если не сказать более. Посетите места их шашлычных стоянок и турпоходов — и классические дикари покажутся вам чистюлями и паиньками.

И дело даже не в этом. Современные молодые подражатели дикарям не умеют обуздывать своих страстей даже на уровне дикарских табу, они с легкостью перепрыгнут через те запреты, которые священны для дикаря. Для дикарей существует жёсткая иерархия, уважение к старшим и к родителям. Для их современного подражателя не существует более-менее ничего. Он живет в плоском безиерархичном мире, для него родители — «предки» с их отжившими несовременными благоглупостями, достойные в лучшем случае снисхождения, в худшем — презрения, если только родители для него не источник непосредственных материальных благ. Впрочем, и последнее отнюдь не всегда способствует уважению к ним. Вспоминается карикатура эпохи позднего застоя: две небольшие свиньи-копилки стоят перед большой понурившейся свинкой. Один поросёнок с молотком спрашивает у другого: «Ну что, расколем предка на джинсы?» Увы, за тридцать лет в этом плане не изменилось ничего. По крайней мере, в лучшую сторону.

И живёт современный молодой человек «здесь и сейчас», в отличие от дикаря с его глубинной родовой памятью. Дикарь помнит своё родство до десятого колена и дальше. А современный юный дикарь уже и прадедушку не знает. А временами и дедушку. Ему это неинтересно. Он «дорожит и рискует (правда, редко) на свете… мигом одним, только мигом одним».

Далее: дикари думали и думают о своем достоинстве. Часто ради спасения своего лица, своей чести они были готовы жертвовать жизнью. А тем более — для своей семьи и своего племени. А в лексиконе у современных молодых людей понятие «честь» просто отсутствует. И понятие «жертва» тоже. Это им неведомо. Главное — он, любимый. И его безудержная свобода «самореализации». Которая может простираться безпредельно. Мой коллега доктор психологических наук Андрей Леонидович Вассоевич рассказывал, что в 90-х годах, подойдя к кафедре в Герценовском Университете, он был поражён, мягко говоря, не очень приятным запахом, исходящим от неё. Приглядевшись, он узрел в ней нечто, знаменующее суету и тленность мира сего. Вероятно, это демократически настроенный юноша «самореализовался» в кафедру.

Часто поражает удивительное неуважение молодых людей к себе и к человеческому труду. Особенно девушка в драных джинсах. Воля ваша, но сами по себе штаны на женщине уже свидетельствуют об определённом ролевом психологическом сдвиге: она уже воображает себя мужчиной, но, перестав быть женщиной, мужчиной не становится. Как шутил мой покойный духовник отец Василий Ермаков, «и корова я, и бык, я и баба, и мужик». Но драные штаны — это, на мой взгляд, цивилизационная катастрофа. Это циничное неуважение к чужому труду — людей, которые делали эти джинсы. И тем более тягостно видеть это со стороны девушки, которая призвана быть хозяйкой и искусницей. Классический образ русской женщины — за прялкой или шитьём. Помните пушкинское:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

Какая хозяйка, какая труженица вырастет из такой моднявой неряхи, которая ходит в намеренно драных штанах? После войны (да и не только) дырок стыдились, их по ночам штопали, а сейчас? Ими гордятся! Наверное, потому, что нечем иным гордиться. Причём в этом якобы юродстве есть элемент коммерциализации: часто джинсы уже продают с дырками. И за это… платят немалые деньги. Вот один из примеров того, как коммерциализируются образы юродства и нищеты.

Стиль одежды и поведения современных молодых людей часто свидетельствует об их полном неумении посмотреть на себя со стороны. Однажды на историческом факультете мне встретился молодой человек со странно отвисшими штанами, выглядевшими так, как будто они только что отягчились последствиями «самореализации». Я попытался вернуть парня в реальность: «Что это у тебя со штанами?» Последовал изумительный ответ: «Так надо». К счастью, кажется, сей перец на факультет не поступил.

Позднее коллеги мне объяснили, как авантюрно и неразумно я себя вёл. Оказывается, сей вьюноша запросто мог написать жалобу в виртуальную приёмную ректора, и тогда на меня посыпались бы громы и молнии. К сожалению, в современной системе образования преподаватель сделался объектом вменения вины, и иначе, как в императиве и винительном падеже, с ним не разговаривают. А студент безгрешен, как папа римский. Установка начальства примерно такова: «Пункт первый: студент всегда прав. Пункт второй: если студент неправ, смотри пункт первый». Теперь студент оценивает преподавателя. И студент определяет его будущее. Так что, любители традиционной одежды и благоприличия, молчите в тряпочку. Потому что иначе свободолюбивые дикари могут запросто написать на вас доносик. В виртуальную приёмную. С отточенной цивилизованной подлостью.

Впрочем, при чём здесь они, эти несчастные запутавшиеся дети? Разве не копируют они старших, с их лицемерием, двое­мыслием, низкопоклонством пред Западом и западной массовой культурой? И не дало ли старшее поколение зелёный свет всему этому лицемерному дикарству? Вспоминается далекий 1994 год, когда на одну из кафедр филологического факультета пришла одна девочка с диссертационной темой «Русский мат». И тема… была утверждена. И девочка в конечном счёте защитилась, сейчас руководит Школой практического управления в одной из международных фирм. А после этого нам с высоких трибун вещают о чистоте русского языка.

И разве мы, люди Церкви, не повинны в оправдании и пропаганде массовой культуры, когда батюшки и даже архиереи пытались что-то вещать на рок-концертах среди обкуренной и обезумевшей молодёжи, которая их просто не слушала, не для этого она пришла? Не сдали ли мы невольно великую русскую православную культуру, объявив её одной из субкультур и поставив на одну доску с рок-культурой, панк-культурой и т.д.?

И в завершение хотелось бы обратиться к современной молодёжи. «Дорогие друзья! Я не призываю вас ходить в классических костюмах. Но будьте честны. Хотите быть дикарями — приобретите достоинство дикарей и их добрые качества, а не только их костюм. Хотите юродствовать — юродствуйте во всю ширь русской души. Как св.блаженная Ксения. Или св.Василий Блаженный. Но не играйте со смыслами в духе постмодерна. Не будьте двоящимися прутковскими персонажами. Будьте тем человеком, который наг, или тем, на коем фрак. Выбирайте. И не лицемерьте».

Протодиакон Владимир ВАСИЛИК, доктор ист.наук, доцент СПбГУ

предыдущая    следующая