Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

МОСТ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ

Почему рождению Приснодевы Марии Святая Церковь посвящает один из своих двунадесятых праздников? Ведь, чествуя это событие, Церковь ставит его вровень с событиями мировой важности — Рождеством, Крещением, Преображением и Воскресением Самого Спасителя! Потому, что с этого момента «начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения. Сегодня родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землёй; Та, Которая станет Дверью Воплощения, Дверью, раскрывающейся в Небо. Будем радоваться, ибо начало спасения пришло», — писал митрополит Антоний Сурожский.

Тропарь, посвящённый Рождеству Божией Матери, свидетельствует о радости, которая пришла к человеческому роду через Рождение Матери Божией: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». И эта великая радость не была сиюминутной и не относилась лишь к тем давним временам. Она поныне переполняет наши сердца умилением, ибо мы понимаем, что не случайно явился в мир избранный сосуд, Голубица Небес ослепительных, но чтобы открыть дорогу Истинной Правде, дать человечеству возможность быть в гармонии с окружающим миром, с Самим Богом. Об этом повествует церковное предание, согласно которому Ангел Господень явился праведной Анне — матери Богородицы — и сказал: «Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру». Потом Ангел явился праведному Иоакиму — отцу Богородицы — и возвестил: «Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться».

Святые отцы, начиная с первых веков христианства, например, св.Иустин Философ и св.Ириней Лионский, жившие во IIIII веках, называли Богородицу новою Евою. От Евы произошёл весь род человеческий (Ева означает Жизнь), рождённый в страданиях и для страданий, ибо грехопадением Евы введена в мiр смерть; Богородица же принесла человечеству жизнь вечную в рождённом Ею Сыне Божием. Богородица — земная женщина, но Она — лучший представитель человечества, потому Церковь и величает Её Честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим.

Мы должны стараться подражать во всём Пречистой Деве. Вспомним, чему Её учили в храме, куда родители отвели трёхлетнюю отроковицу, дабы исполнить свой обет посвятить долгожданное дитя Богу. Будущая Матерь Божия не только занималась рукоделием и изучала Священное Писание, но удалялась в Святая святых и там молилась Богу и беседовала с ангелами. А после рождения Богомладенца Иисуса Приснодева стала подражать Ему в смирении, на что красноречиво указывает Её незаметность на страницах Священного Писания, ибо мы очень мало узнаём о Пречистой из Евангелий, только мимолётные упоминания, что Она присутствовала там-то…  Кроме того, Святая Церковь выбрала для большинства богородичных праздников за богослужением чтение из «Послания к Филиппийцам» ап.Павла: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,5—8). В тексте говорится о Спасителе, но читается и в Богородичные праздники, потому что Матерь Божия всей Своей жизнью мужественно подражает Своему Божественному Сыну. А мы должны стараться подражать Божией Матери, ибо Её пример — это высокий пример христианской жизни.

Тот давний день ничем не отличался
От прежних дней языческих времён.
Он так же начинался и кончался
Для множества народов и племён.

Надменный кесарь Август правил миром,
Шумело море, плыли облака…
Кто отмечал свой день рожденья пиром,
Кто умирал в постели бедняка.

Ходили, покупали, продавали,
И самый зоркий человек в тот день
Сумел заметить даже днем едва ли
Взошедшую над всей землею сень.

Спасительная, добрая, живая,
Она над падшим миром поднялась.
А люди жили, не подозревая,
Что это — Божья Матерь родилась

Евгений Санин

ОНИ СОДЕЙСТВОВАЛИ ТАИНСТВУ ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ СЛОВА БОЖИЯ

21 сентября христиане празднуют Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а на следующий день — 22 сентября — память праведных Её родителей Иоакима и Анны. Сегодня мы печатаем рассказ афонского иеромонаха Филиппа (Братство Фомалов, калива св.апостола Фомы, Малый скит св.Анны) о покровительнице скита — прав.Анне, матери Богородицы.

После долгих молитв святые богоотцы Иоаким и Анна в преклонном возрасте родили Богородицу Деву Марию. В нашем честном скиту есть святой храм в честь наших заступников. Среди многих святых мощей мучеников и преподобных хранятся мощи праматери Анны: её левая ступня, нетленная, благоухающая и освящающая всех притекающих к ней с верою и любовью. Праведная Анна дарует нам, монахам и благочестивым паломникам, духовную трапезу, в которой мы участвуем, наслаждаясь нетварной, нетленной и животворящей Божественной энергией, пребывающей в свв.мощах. Святой Иоанн Златоуст говорит, что когда мы поклоняемся честным мощам, то освящаемся ими: нас освящают даже ковчеги мощей и пыль, осевшая на святых телах, богоносных вместилищах благодати Божией.

Многие вкусили и приняли благодать святой Анны. Наша покровительница и заступница имеет великое дерзновение перед Всеблагим Господом. Особенно она благоволит к бездетным парам, с любовью и благочестием просящим её заступничества перед Всеблагим Богом. Наша святая сама познала горечь и страдание бездетности, так как во время действия Моисеева закона, до Рождества Христова, безчадие было стыдом и позором для супругов, ибо им надо было приносить детей Израилю, своему роду. С пришествием Богочеловека Иисуса Христа наступило царствие благодати, и безчадие больше не считается стыдом и позором. Мы все призваны порождать добродетели, как богословствует св.Григорий Нисский. Иисус Христос, а затем множество святых не имели детей по плоти, но родили духовных чад. Эти духовные рождения не знают смерти. Духовное рождение и жизнь побеждают смерть телесную и духовную. Многие люди желают родить одного или двух детей, потому что так обычно делают все, но не задумываются о жизни во Христе. В итоге мучаются их дети и они сами. Согласно великому богослову Григорию Нисскому, они виновны в телесной и, что более важно, в духовной смерти, которая будет вечной и нескончаемой.

Итак, благочестиво, с молитвой, постом и по определённым правилам многие христиане просили у наших святых благословенных детей. И они получали этих благословенных детей, и в большинстве случаев давали им при крещении имена св.Иоакима и св.Анны. Впечатляет то, что эти дети несут на себе особую благодать и мудрость, так как они родились по смиренной молитве родителей и по предстательству святых богоотец Иоакима и Анны.

Величайший святогорский богослов Григорий Палама говорит, что святые богоотцы имеют великое дерзновение перед Богом так же, как и ветхозаветные праведники, поскольку своей добродетелью, праведностью и справедливостью они содействовали великому таинству вочеловечения непознаваемого Сына и Слова Божия, второго лика Святой Троицы.

Подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая