Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Памяти Александра Григорьевича Ракова

ЧЕЛОВЕК ВОПРОШАЮЩИЙ

Почему именно эту былинку Александра Григорьевича Ракова мы решили вынести на первую полосу нашего поминального номера? Быть может, потому, что именно в ней послышался нам живой голос её автора, — голос непривычно тихий, вопрошающий, взыскующий ответа. Никто из нас — от новоначальных до людей, накопивших немалый духовный опыт, — не может сказать, что постиг до конца замысел Божий о себе; а значит, вопросы всегда будут сопутствовать нам в этой жизни. Вот, наверное, главное отличие нас от всех прочих живых существ: человек — существо вопрошающее. Животные ни о чём не спрашивают, только человек вечно оборачивает свой взор к небесам (даже если он не верит ни в какую высшую силу над собой), вечно его мучит недоумение: почему так? зачем это? верно ли я иду? куда мне дальше идти? какой поворот выбрать?

Вдумайтесь в это: для животного нет вопросов. Всё вокруг, весь мир, всю жизнь свою оно воспринимает как данность, как неизменность, и даже перед лицом смерти оно, конечно, пытается спастись, но всё же не спрашивает: «За что мне это?»

И только человек, только мы с вами вечно недовольны своим знанием, вечно нам нужно знать больше, чем мы знаем, вечно для нас остаётся что-то неясное, непонятное, спорное, загадочное.

В чём тут причина?

Не в том ли, что мы догадываемся: есть нечто, что выше нас? Мы понимаем, что наш ум, наши знания, наша опытность никогда не смогут объять необъятное… А значит, оно есть, это Необъятное! Значит, человек, вопреки утверждению самодовольных философов Возрождения, не может быть мерой всех вещей! Значит, есть нечто много большее человека!

Наше любопытство, наша любознательность, наше вечное недоумение есть не что иное, как доказательство бытия Божия. Только Он знает всё, и если мы спрашиваем о чём-то, то ответ может дать только Он. И Он всегда даёт Свой ответ — надо только суметь его расслышать.

Нет ничего более трогательного, милого и возвышающего душу, чем зрелище ребёнка, одолевающего родителей расспросами об окружающем мире: «Мама, что это?.. Папа, почему так происходит?» Ничто не даёт такой наглядной картины отношения человека с Богом: мы ведь тоже вечно вопрошаем Его, как ребёнок вопрошает отца… Разница тут только в том, что ребёнок всегда верит отцовским ответам, а мы зачастую воображаем себя умнее Того, у Кого спрашиваем, и пытаемся перетолковать Его ответы на удобный для нас лад.

Но раскройте любой патерик, любой пролог — сколько вы найдете там историй, начинающихся со слов: «Ученики спросили авву…» Вот типичный отрывок из «Отечника» свт.Игнатия Брянчанинова:

Некоторый брат спросил авву Антония: «Что делать мне, чтоб обрести милосердие у Бога?» Святой старец отвечал ему: «Что скажу тебе, то сохраняй тщательно: где бы ты ни был, имей Бога пред очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания; остерегись скоро оставлять место, в котором ты живёшь, каково бы это место ни было».

А сколько в этой книге подобных эпизодов! Хорошо, когда рядом есть мудрый старец, умеющий отвечать по внушению Божию: всё-таки ответы из уст человеческих нам, несовершенным, легче воспринимать, чем Божию речь, ибо Господь говорит с нами не словами, но событиями.

И — скажу без ложной скромности! — если человек есть существо вопрошающее, то место журналиста в этом мире — особое место! Ведь задавать вопросы — наша основная обязанность. Вот и Александр Григорьевич: все наши читатели помнят, с каким благоговением, с каким интересом, с какой жаждой ответа вопрошал он своего духовника, старца прот.Иоанна Миронова, во время своих интервью!

Но не всякий вопрос можно задать даже и мудрому духовнику. Вот перед вами несколько вопросов, рождённых в душе Человека Вопрошающего, — вопросов, оставшихся здесь, на земле, без ответа. Мы верим, что сейчас он получил все ответы, что время вопросов для него счастливо миновало.

Былинка Александра Ракова «КАК СКВОЗЬ ТУМАН ЛОШАДКУ…»

Глупая мысль: актёр до последнего оттачивает свой выход на сцену, сначала заучивает роль так, чтобы не спотыкаться, потом добавляет жесты, движения, мимику, подбирает подходящий грим. Затем всех актёров соберут на репетицию, и они станут отрабатывать и текст, и движение по сцене до тех пор, пока режиссёр не будет считать, что спектакль можно представлять зрителю.

Человек живёт на земле один раз; вся жизнь его — и репетиция, и сдаваемый Режиссёру одновременно спектакль. Но, в отличие от актёров, у него нет возможности исправить прожитое — все ошибки, достойные и недостойные поступки, героизм и предательство, все тайные мысли и желания, сомнения и сожаления, известные только ему одному, безсмысленные попытки исправить прошлое, слёзы и радость, обиды и восхищения, тайные воздыхания — всё, совершенно всё известно о нём на Небе.

От всех начал в порядке строгом
Мир поделён на тень и свет.
Живя без Бога, будь под Богом,
Прими заветы как совет!

Не жаждай славы – жаждай мира!
Раздай долги, собравшись в путь!
Не сотвори себе кумира,
А сотворил — так верен будь!

Через ручей слепого старца
Перенести не поленись!
Чтоб не случилось отрекаться,
Совет надёжный — не клянись!

Не укради! Постыдно это!
Расплаты меч не отвести.
Не пожелай жены соседа,
Но и своей не упусти!

Цени хвалу, цени проклятья!
Живи при солнце, при свече!
Но крест спасенья в день распятья
Неси на собственном плече!

Леонид Бородин

Я долго пытаюсь ответить на жгущий меня вопрос: вот я много лет не знал о Тебе, Господи, жил, как живёт большинство, — перекати-полем, день прошёл — не убили, не ограбили, — и то славно; добро и зло определял по отношению к моей персоне и был уверен: всё, что я скрываю в себе, навсегда исчезнет вместе со мной в могиле.

Когда Ты открылся мне, моё сердце приняло Тебя сразу без оговорок — я понял: Ты есть Истина и Жизнь. Ты дал мне заповеди, по которым я должен жить; но даже знание заповедей не спасает от непоправимых ошибок. Оказалось, что исполнить их до конца невозможно: я, к примеру, никого физически не убил, но убийственные слова вылетали из моего рта, а кто знает последствия их? Я мог и забыть про них, а человек, которого я больше никогда не увижу, переживает так, что умирает от инфаркта. Или его жизнь укорачивается от моих несущих зло звуков. Или приходит беда, которой совсем не ждал…

Не повезло. Не бей о землю шапку,
а в жизнь свою спокойно и светло
вглядись, вглядись: как сквозь туман лошадку,
увидишь, что не раз тебе везло.

Увидишь, как неведомая сила,
таких, как ты, калеча и губя,
своей рукой несчастье отводила
не раз, не два, не десять — от тебя.

Когда бы не везло тебе, счастливцу,
когда бы не везло, как никому,
ты мог давно сгореть, пропасть, разбиться,
нарваться на суму и на тюрьму.

Не повезло. Не бей о землю шапку,
а в жизнь свою спокойно и светло
вглядись, вглядись: как сквозь туман лошадку,
увидишь, что не раз тебе везло.

Игорь Лукьянов

Как же Ты судишь нас, Боже, если мы сразу выходим на сцену и без всяких репетиций начинаем прямо на ходу играть в спектакле «Жизнь» с неизвестным содержанием, но знаемым концом под названием «смерть»?

Да и неизвестно, сколько времени тебе отпущено играть эту роль: младенцы уходят к Тебе, даже не научившись говорить. Иные и не верят в Тебя и живут по своим законам, усугубляя и без того нерадостную и неизбежную встречу с Тобой на Твоём Суде. Одни говорят, что Ты милосерд и многое прощаешь грешному человеку. Другие утверждают, что если 99 человек из 100 согрешили и не покаялись, то все, кроме одного, отправятся в ад. Где та золотая середина, по которой Ты призываешь идти человека по жизни? Чем больше читаешь святых отцов, тем больше сумятицы образуется в голове: да, Учение Твоё едино, однако частности, из которых и состоит жизнь смертного, объясняется святыми применительно к конкретным обстоятельствам. Конечно, можно спросить у своего духовника, а если его у тебя нет? Потом, не будешь же по каждому «пустяку» тревожить старца. Я вот в затруднениях пытаюсь рассуждать: это батюшка благословит, это — нет, а об этом и спрашивать нечего. Потом, при случае, проверяю у батюшки. И знаете, какой удручающий вывод получается? Лучше бы спросить, потому что часто на совершенно ясный для меня вопрос духовник отвечает совсем не так, как я ожидал. Значит, чаще спрашивать? Но, повторюсь, тогда надо схватиться за батюшкину ряску и не отпускать ни на минуту.

Вразуми меня, Господи: я ведь хочу, но никак не могу понять, как поступить во многих случаях. Чего Ты хочешь от человеков больше: чтобы они не совершали ошибок или после содеянного каялись в совершённых ошибках (читай: грехах)? Вразуми, Господи…

ВЕЧЕРНЯЯ МОЛИТВА

Уходящее время итожа, у мутящейся тьмы на краю, я прошу о любви Тебя, Боже, — чтоб наполнила душу мою светом горним, сияньем небесным, чтоб сгорела сомнения тень и не стало в душе моей места для обиды за прожитый день, за недавнюю боль и потери, злой навет и невольное зло. Дай мне, Господи, сердцем поверить, что иначе и быть не могло. Дай оглохшему знак, что не поздно в этом грохоте жизни земной слышать звуки мелодии звёздной и небесной гармонии строй. Дай слепому сияние слова — жар и пламя живого огня под покровами пепла земного, под золою сгоревшего дня. Чтобы верить, смежая ресницы, что Последнего Времени нет. Тьма погаснет и день разгорится. После Ночи да будет Рассвет! Александр Жуков

следующая