Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вы спрашивали

ДУХОВНОЕ ЛЕКАРСТВО — ЭПИТИМИЯ

Что такое епитимия? Кто и когда может её назначить? В чём её смысл? Отвечает епископ Рашско-Призренский и Косово-Метохийский Артемий.

Господь наш передал Своим ученикам право отпускать или оставлять непрощёнными грехи кающихся людей (см. Ин.20,22—23). Это право перешло от свв.апостолов на их последователей — епископов и священников. Отсюда ясно, что не все грехи, исповедуемые нами перед священниками, могут быть легко прощены. Священник по благодати Духа Святого испытывает и оценивает тяжесть всякого прегрешения, которое исповедуется кающимися, и видит глубину покаяния. На этом основании некоторые тяжёлые грехи он «удерживает» от разрешения на определённое время, назначая при этом духовное лекарство, которое могло бы помочь сотворить достойный плод покаяния (см. Мф.3,8). Это удержание от разрешения некоторых грехов и назначение духовного лекарства составляет понятие «епитимии».

Епитимия, согласно православной вере и учению, является ответственностью духовника (священника) по отношению к кающемуся, он в ответе за его духовное состояние. Главная задача епитимии — защита от духовного зла и возможного повторения греха, цель же — исцеление души.

Например, одной из разновидностей епитимии может стать удаление грешника на некоторое время от церковного общения и совместной молитвы или, к примеру, запрет на некоторое время приступать ко святому таинству Причащения и, может быть, дополнительный пост (в непостные дни) и т.д. Более мягкая епитимия предполагает частую домашнюю молитву, чтение духовной литературы, творение милостыни, посещение святых мест и другие душеспасительные дела, с помощью которых укрепляется в вере и духовно возрастает покаявшийся грешник.

Правда, в евангельской притче о блудном сыне (см. Лк.15,11—32) кающийся грешник не понёс никакой епитимии за совершённый грех, но мы видим самоукорение младшего сына, он сам себя наказал тем, что удалился от родного крова и отчей любви. А вот св.Павел в своём обращении к Коринфской церкви упрекает христиан за то, что они сразу не отлучили от церковного общения тяжело согрешившего кровосмесителя, но позволили ему находиться в среде верных. Апостол повелевает собрать людей на совет, на котором духовно присутствовал бы сам ап.Павел, с тем чтобы отлучить грешника на время. Такое взыскание апостол называет довольным наказанием от многих (см. 2Кор.2,6). Из всего сказанного ясно, что уже в апостольские времена тяжело согрешившие отлучались от Церкви и возвращались в неё лишь через некоторое время, принеся плоды покаяния и сожаление о содеянных грехах.

Суд Церкви определяет сроки в соответствии с тяжестью греха и ревностию покаяния грешника. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…» (2Кор.7,10). Позднее Церковь записала правила епитимии, что происходило, главным образом, на Поместных Соборах. Итак, по учению Православной Церкви епитимия не есть наказание, но есть лекарственное средство, способное обезпечить духовное выздоровление грешника.

Ныне многие священники пользуются только правом «разрешать» грехи и очень часто пренебрегают правом, дарованным Самим Иисусом, «связывать» грехи людские, и поэтому становятся повинны в погибели многих душ. Как доктор бывает виновен в случае гибели пациента при неправильном лечении, так же бывает виновен и духовник в случае смерти души доверившегося ему человека. Для правильного употребления епитимии духовник должен обладать даром рассуждения, поскольку для души кающегося может стать смертельным как недостаток «лекарства», так и его передозировка. Главное — спасти доверившуюся в исповеди душу.

предыдущая