Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТУЮ ГОРУ АФОН

Продолжение. Начало в №№ 5, 6, 7

Вместе с нами предлагаю продолжить паломничество на Святую Гору Афон, посетить монастыри и скиты, холмы и ущелья, пройтись святогорскими тропами.

О «СЛЕЗАХ ПАНАГИИ» И ОСОБЕННОСТЯХ АФОНСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

Поднимаемся в архондарик — особое место, куда вначале прибывают паломники, там журнал для регистрации размещающихся в монастыре. Из помещения архондарика выходит дверь на балкон. Ну и чудеса! Высотища страшенная, под нами глубокое ущелье. Оливковые деревья, которые растут почти прямо на скалах, кажутся нам небольшими кустиками. Появляется архондаричий. Приветствуем его: «Калимэра!» — «Ясас», — отвечает монах. Вынимаем Диомонитирионы, они пронумерованы, вносим свои имена в толстенную прошитую книгу монастыря Павла Ксиропотамского. «Напиши меня в книге животней, и даруй мне конец благий…» — то есть «напиши меня в книге жизни...» — вспоминаю слова известной молитвы. Хорошо бы эта книга имела хоть небольшое отношение к той, о которой молимся, ведь наши имена уже записаны в ней. Добрый монах архондаричий по обычаю афонского гостеприимства принёс нам лукум и воду. На подносе в стопочках анисовая водка. Мы ещё не сильно утомились, но от угощения не отказываемся. Переглядываюсь с о.Анатолием, спрашиваю: «По две?» Он молча кивает головой. «По две, так по две», — говорю со смирением. Ведь ещё много ходить, и дополнительный позитив точно не помешает. А вот и ключи от келии.

Немного потягиваемся на кроватях — и снова в путь, в скит Святой Анны. Отца Анатолия оставляем в монастыре св.Павла: дорога непростая, по крутым ущельям и скалам. Торопимся. К вечерней службе нужно быть в своём монастыре. Весёлыми ногами прыгаем по каменистым тропам. Отец Алексей с Виктором то и дело отстают: они по пути фотографируют каких–то букашек и делают селфи. Залезают в кустарник и срывают поспевшую афонскую клубнику. «Афонская клубника», наверное, народное название. Это кустарник или деревце с небольшими спелыми ягодами, по вкусу схожими с клубникой. А вот на скалах ещё кустарники, и тоже усыпаны плодами. «Не облепиха ли? — спрашиваю Александра, — может, попробовать?» — «Нет, — отвечает запыхавшийся уже проскинитарий, — эту ягоду едят только один раз». Афонское правило, что ли? — не сразу понимаю юмор нашего путеводителя. Оказалось, сочные оранжево-золотистые ягоды ядовиты.

Наш путь идёт узкими извилистыми тропами, местами овраги, с подъёмами порядка восьмидесяти градусов. Отдельные отрезки пути старательно выложены камнем. Поднимаемся на высоты, откуда искрящееся море как на ладони. Небольшая передышка — и вновь то спуски, то подъёмы. «Надо же, — думаю про себя, — кто–то в такой глуши и на такой высоте, в этих оврагах и ущельях выложил эти каменные тропинки. Безвестные монахи, жившие в веках прежде нас, трудились для таких путников, как мы. Помяни их, Господи, во Царствии Твоем, этих безымянных наших благодетелей».

Пройдя треть пути, снимаем подрясники — слишком жарко, да и, поднимаясь на камни, порой наступаешь на полы длинной одежды. Наконец показался скит святой Анны, он на высокой скале. При виде скита вновь надеваем подрясники и оставшийся путь совершаем «якоже подобает».

Крестимся, входим в Святые врата.

Скит Святой Анны приписан Великой Лавре, он находится в очень труднодоступной местности, где по широкому склону афонского хребта до самого моря спускаются террасами многочисленные каливы и келии, утопающие в зелени оливковых, лимонных и апельсиновых рощ. Здесь возделывают злаковые культуры с крепкими тёмными зернами, которые на Святой Горе называют «слёзы Панагии». Используются они для изготовления чёток. Скит этот почитается первостепенным на Афоне в аскетическом отношении. Монашеская жизнь в этих местах началась с XII века. Название «Святая Анна» связано с именем главного храма скита, где хранится стопа святой праведной Анны — матери Пресвятой Богородицы. Главный храм находится на высоте 300 метров, в то время как самая высокая калива находится на высоте 450 метров над уровнем моря.

Наслаждаемся видами с террасы монастыря, пьём предложенную воду и вкушаем лукум. Дежурный монах провожает нас в храм, где прикладываемся к святыням. В полумраке храма различаем дивные фрески и иконы, среди которых образ Богоматери в золотой ризе, подаренный скиту русским царём Алексеем Михайловичем в честь рождения сына Петра. В этом скиту на рождение детей получают благословение бездетные супруги. Им даётся благословение и особое молитвенное правило. Пора в обратный путь.

«Ох, и устал я», — произносит отец Алексей. «Да ладно, — отвечаю, — ты скакал по горам, как горный осёл». — «Батюшка, хотя бы сказали: как молодая лань, а то сразу — осёл», — после небольшой паузы, глядя на меня из–под очков, произносит он как бы обиженно, но с иронией в голосе. Первым начинает хохотать Виктор, и мы все дружно подхватываем смех, это придаёт нам сил на обратный путь.

Идём уже знакомыми тропами. По пути поём заупокойную литию, поминаем почивших. В середине пути, после небольшого отдыха, выбрав тенистое место в ущелье на склоне скалы, служим молебен Пресвятой Богородице — игуменье Горы Афонской. Отец Алексей произносит ектенью: о патриархе и митрополите, о насельниках афонских монастырей и паломниках, мире всего мира; о страждущих и путешествующих, о Сирии и Украине; о Богом хранимой стране нашей Российской, о Греции и боголюбивых людях, живущих во всём мире, о приходе и строящемся храме… Звучат имена из записок, которыми снабдили нас прихожане. Как-то по–особому тепло льются слова молитвы, на душе светло: вот что значит Афон. «И какой же большой кругозор у наших прихожан» — приходят мысли при чтении записок. Тут архимандриты и духовники известных монастырей, игуменьи с сёстрами. Имена многих узнаваемы и хорошо знакомы. Вижу знакомый почерк и имена тех, из кого состоит наш приход. В некоторых записках указаны отдельные просьбы и пояснения, стрелочка, нарисованная авторучкой, указывает на то, что есть ещё что–то на обороте. И правда, там комментарий к именам в записке. Ну вот, поём величание — и в путь. Нас заждался уже о.Анатолий, впереди вечернее богослужение и ужин. С дороги успеваем умыться и под звуки деревянного била торопимся в храм.

Немного о греческом богослужении. Оно начинается в притворе с чтения повечерия, при закрытой завесе, которая отделяет притвор от основного храма. Молящиеся размещаются в стасидиях по периметру храма, и чередной священник, поклонившись игумену, даёт первый возглас. Начинается богослужение, которое завершается отпустом с чином прощения. В некоторых монастырях творят малую вечерню с пением акафиста Пресвятой Богородице. Открывается завеса, и все входят в храм. Есть интересное отличие совершения вечерни. На стихирах храм иногда кадит священник, а в самом конце — диакон. Но в его руках не обычное кадило, а кацея. Кацея — это ручное кадило в виде ковша с ручкой, с нанизанными на неё серебряными бубенчиками. Ритмично потрясая этими бубенцами, диакон заметно оживляет богослужение.

(Продолжение следует.)

Протоиерей Евгений ПАЛЮЛИН, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери (СПб, ул.Софьи Ковалевской, 9)

предыдущая    следующая