Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Собор Архангела Гавриила — 26 июля

ВЕЧНО ГОРЯЩАЯ МОЛНИЯ

Давайте поведём речь об архангелах или, может быть, только об одном Архангеле — о Гаврииле. Но только можем ли мы о нём говорить? Не дерзко ли это? Не глупо ли? Не будет ли это похоже на рассуждения первоклассника о высшей математике или ребёнка — о взрослой жизни?

Наверное, да: и дерзко, и глупо, и самонадеянно, и по-детски наивно. Что тут сказать, если даже двое святых русских богословов — свт.Игнатий Брянчанинов и свт.Феофан Затворник — не смогли согласиться друг с другом, рассуждая о природе ангелов? Каждый остался при своём мнении, каждый считал взгляды другого глубоко ошибочными.

Как нам рассуждать об Архангеле Гаврииле, если даже не все православные святые отцы считают его Архангелом? Представьте себе, многие сомневались в этом! Вот, например, что говорил свт.Андрей Критский:

— Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак, Гавриил есть серафим, высший в сем чине.

Вот так считает автор чудного Покаянного канона: не Архангел, а серафим!

И свт.Прокл Цареградский вторит ему:

— Высок весьма сей посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а ещё более по той тайне, от века сокровенной и ангелам недоведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принёс Пречистой Деве. И чем величественнее была сия тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, чрез Гавриила же открытых прежде святым пророкам, тем большей чести с того времени сподобился он, в сонме самих ангелов почитаемый ими как ближайший зритель внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.

Из этих слов опять-таки следует, что Гавриил не Архангел, — ведь архангелы стоят почти в самом низу Небесной иерархии, — но серафим, ибо только серафимам открыты «внутреннейшие и безвестнейшие тайны Божии».

Но почему же тогда Предание церковное, а вслед за ним и все мы именуем его Архангелом? Что это, ошибка?

Или, быть может, мы, земные и грешные, слишком много значения придаём понятию иерархии? Это у нас на земле сержант никак не может быть одновременно и полковником, а глава администрации райцентра — президентом страны… Но что если на Небесах всё устроено иначе?

В идее иерархии есть нечто жёсткое, мёртвое, безблагодатное. С одной стороны, да, хорошо и разумно, когда низшие подчиняются высшим: это основа порядка, основа устойчивости человеческого общества. Но разве мало мы знаем примеров, когда иные высшие недостойны своего положения, а иные низшие способны на великие дела?

Пока в стране мир, лейтенант безропотно подчиняется генералу; но вот началась война, и тут обстоятельства могут сложиться так, что лейтенант будет вынужден принимать генеральские решения. В чрезвычайных обстоятельствах мёртвая схема ломается, уступая место живому творчеству.

А на Небесах, в мире благодати Божией, всегда царит творчество, никогда не берётся за основу мёртвая схема. И бывает, видимо, так, что архангел становится равным серафиму…

Согласно мёртвой иерархической схеме человек стоит ниже самых малых ангелов. А в мире благодати Божией — одна из нас, простая земнородная Дева становится Высшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим, оставаясь при этом человеком… И святые наши зовутся равноангельными, причём достигают этой высоты ещё на земле, во плоти.

Любая схема чужда любви, а Бог есть любовь.

Вот и бытие Архангела Гавриила — это дело любви Божией. Кто передаёт волю Божию человекам? Не грозное некое создание, подавляющее своим величием, а прекраснейший, лучащийся любовью и небесным светом Архангел с ветвью райского дерева в руках. Он как бы олицетворённая любовь Божия.

Самое грозное его деяние, изображённое в Писании, — это лишение речи св.Захарии: «И сказал Захария Ангелу: по чему я узна΄ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк.1,18—20).

Не знаю, как кому, а мне и это явное наказание видится бездной любви: ведь оно послужило к вящей славе и новорождённого Предтечи, и самого Захарии, и престарелой Елисаветы: «И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что΄ будет младенец сей?» (Лк.1,64—66)

Гавриил не раз появляется на страницах Писания, не названный по имени, но узнанный святыми отцами — толкователями Библии. Они, эти толкователи, утверждают, что Гавриил был тем ангелом, что возвестил пастухам рождение Господа, он дважды являлся во сне праведному Иосифу, он подкреплял Спасителя во время молитвы в Гефсиманском саду, и он же отвалил камень от Гроба перед приходом жён-мироносиц. И никогда евангелисты не решаются хотя бы отдалённо дать понять читателю, как же выглядел Гавриил — посланник Божий. Только Матфей делает попытку изобразить его: «…вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф.28,3).

Вид — как молния! Можете вы себе это представить? Наверное, было в его облике не только молниевидное сверкание, но и некая молниеносная стремительная подвижность. Молния, пронзая небо, в один миг несколько раз меняет свои очертания — видимо, что-то подобное было и в зримых чертах Архангела. Неоднократно святые отцы говорили, что человекоподобный облик ангелов — это только видимость, принимаемая ими на время общения с людьми:

— Знаем, что естество ангелов безплотно; принимают же они на себя образы, сообразуясь с пользой видящих (Блаж. Феодорит).

— Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуются сообразно тому, как смотрящие могут видеть их (Прп. Иоанн Дамаскин).

Это так, но, даже принимая некое видимое человекоподобие, они же, наверное, сообразуются со своей сущностью, чтобы видимость как-то отражала их естество, намекала на него. Выходит, Гавриил по естеству своему — это некая молния духовная, стремительная, ослепительная и, в отличие от земной, не гаснущая? Прекрасная молния любви Божией…

Говорят, что Архангел Гавриил, помимо всех прочих своих дел, охотно помогает людям, впавшим в уныние, — стоит только молитвенно попросить его об этом. И действительно: уныние — это мрак безпросветный, это мертвенная застылость, это холод, сковавший душу… Как хорошо, если его вдруг пронзит горячая и светлая молния небесной радости, — пронзит и рассыплет навсегда!

Павел ГОРЕЛОВ

предыдущая    следующая