Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

А БЫЛА ЛИ АСКЕЗА В РАЮ?

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» — читаем мы в Священном Писании (Быт.2,15—17). Что же это за дерево такое — дерево познания добра и зла? «Древо знания добра и зла — ...это понимание своего собственного устройства и природы...» — такое пояснение даёт прп.Никита Стифит (О рае. Гл.18). А епископ Немезий Эмесский пишет: «Бог не хотел, чтобы человек, прежде известной степени усовершенствования, познал собственную природу и, таким образом, узнавши, что ему многого недостаёт, стал бы заботиться о телесных нуждах, оставивши заботу о душе. По этой-то причине Бог и запретил ему вкушать от плода познания» (О природе человека. Гл.1). Получается, что путь аскезы был назначен Богом человеку ещё в раю? Что такое аскеза и была ли аскеза в раю, объясняет доцент кафедры богословия СПбДА иерей Михаил ЛЕГЕЕВ.

Само слово «аскеза» имеет греческое происхождение; оно имеет корни, уходящие в античную древность и происходит от глагола άσκέω (аскео), который переводится как «искусно, или опытно, возделывать», «упражняться». Таким образом, слово «аскеза» с дохристианской древности имело буквальное значение «упражнение», «искусная обработка», «созидание в опыте». В философии стоиков понятие аскезы принимает нравственный характер — оно начинает пониматься как упражнение в искусстве добродетели. Хотя в языческом мире понятие аскезы не имело ещё того глубокого духовного смысла, который позднее приобрело в христианстве, уже тогда закладывается основной смысл этого понятия, который остаётся актуальным и для нас: аскеза есть созидательный труд человека над самим собой. Именно это древнегреческое слово «аскеза» впоследствии было взято и использовано Церковью для обозначения того духовного опыта, который необходим для каждого члена Церкви в его отношениях с Богом. В церковном значении слово «аскеза» обозначает уже не просто созидательный труд, совершаемый человеком над собой, но труд, совершаемый во имя Христово и по его образу.

Однако аскеза не есть нечто, появившееся после грехопадения человека, как результат его грехопадения и ставшее необходимым ради исправления греха, вошедшего в человеческую жизнь. Уже в раю Бог заповедовал человеку расти духовно, трудясь по возделыванию мира, сохранению и преумножению его благодатной красоты. Содержа в самом себе, в своей собственной природе, всё богатство и разнообразие тварного мира, человек был призван Богом не только преумножать красоту окружающего его творения Божия, но и самого себя соделать более красивым, зрелым и неразлучным со своим Творцом.

Так аскеза существовала ещё в раю, и если бы человек не свернул с райского пути аскезы, то грех бы не вошёл в человека.

Что представляла собой райская аскеза? Она не очищала и не призвана была очистить человека от греха (ведь ещё не было самого греха), и вместе с тем она способна была укрепить и углубить отношения и связь человека и Бога. Труд человека укрепил бы и закалил его телесные силы, а через них и душевные, что позволило бы человеку в конечном итоге познать самого себя, а затем и Бога, таким, «как Он есть» (1Ин.3,2). Пройдя путь райской аскезы, человек созрел бы как личность, люди навечно соединились бы друг с другом и с Богом в любви и согласии. Это соединение, созревшее в аскетическом усилии человека, было бы настолько прочным, что его невозможно было бы уже разорвать — человек навсегда бы остался с Богом.

Именно подобие Богу и соединение с Ним — такова была цель, изначально определённая Богом для человека. Путём, ведущим к этой главной для человека цели, способом её осуществления и была аскеза. Этот путь, хотя и предполагал усилие человеческое, был несложен, и внутренних сил человека, заложенных в него Богом, было достаточно для его осуществления. Райская аскеза предполагала труд, но не страдание человека: совершаемый труд приносил бы человеку радость, а его плоды — удовлетворение. Лишь пройдя этот богозаповеданный путь, человек мог стать подлинно Человеком. Через соединение своих усилий, действий с усилиями своего Творца, Бога, человек был способен стать обладателем своего наследства — божественной жизни Самого Бога.

Образ такого пути показывает нам земное взросление и вызревание человека, проходящего под водительством своих любящих родителей путь от младенчества к зрелому возрасту. Доверяя родителям, слушаясь их и подражая им, дитя трудится в меру своих сил, учится преобразовывать свои силы в такие действия, которые делают его Человеком, подлинно похожим на тех, кто дал ему жизнь. Он учится сперва подражать родителям, затем его способности расцветают, он начинает понимать смысл своих и чужих поступков, мыслей и чувств; и наконец, становится готовым отдавать себя воспитавшим его родителям, даря им свою любовь.

Точно так же детская вера, послушание, подражание Богу и труд были необходимы для Адама и Евы, чтобы они духовно созрели и стали подобны Богу. Через веру Богу и труд люди пришли бы к пониманию смысла всего творения, к пониманию собственного назначения в мире. А через такое понимание они стали бы одного Бога почитать Целью и Смыслом своей жизни, безраздельно отдавая Ему эту жизнь и свою любовь. Этот путь позднее свв.отцами будет назван «деланием, созерцанием, обо΄жением»; этот путь аскезы не потеряет своего значения и в реалиях падшего мира.

Итак, Бог был началом пути аскезы человека в раю, его Детоводителем, Наставником и образцом для подражания. Бог был также конечной и высшей Целью этого пути.

И сегодня перед каждым человеком стоит выбор Адама: за Кем следовать на своём жизненном пути, к Кому этот путь ведёт и что он лично может сделать, опираясь на эти внутренние ориентиры.

Задача человека, вставшего на путь аскезы, — силою оторвать свои действия (энергии) от греховного содействия с энергиями падших ангелов и всего того, что святые именуют миром (в значении «мир греха»), и прилепить их к святым человеческим действиям Христа и Его святых, к энергиям Церкви. Ключевой принцип аскезы христианина — подражание и уподобление Христу и Его святым, а затем и соединение с ними. Подлинно спасительный путь аскезы может быть совершён только в Церкви Христовой, через участие в её Таинствах, причастия её кафолической полноте.

Путь аскезы не есть путь отсечения человеческой природы, но путь её преображения — претворения и изменения страстей в добродетели.

предыдущая    следующая