Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Память 24 апреля

СОКРОВЕННАЯ МАННА

…Представьте себе великолепный санаторий, где за больными непрестанно ухаживают сотни многоопытных врачей и умелых массажистов, где к услугам клиентов бассейны с целебной водой, чудотворные мази и микстуры; где отдыхающие живут в роскошных помещениях, среди золота и мрамора, где в каждой комнате из тайных, скрытых среди украшений рупоров доносится голос мудрых психотерапевтов… Но мало того: этот чудо-санаторий расположен на базе крупнейшей в мире медицинской академии, в которой собрались все светила медицины, хранятся все научные труды, имеются несравненные лаборатории…

Вы хотели бы подлечиться в таком санатории? Ну конечно!.. Да только существует ли в мире такое великолепие?

Не знаю, как сейчас, а в древности существовало: это была Асклепиева лечебница в городе Пергаме. И сам-то город считался одним из красивейших в мире: его дворцы и храмы не уступали римским и александрийским. Пергам знал каждый человек в империи… Он упоминается даже в Священном Писании — в Откровении апостола Иоанна Богослова, более известном как Апокалипсис. И в этой книге великолепный Пергам называется не иначе, как «престол сатаны».

Оказывается, вся мудрость Пергама, всё его великолепие, всё его медицинское искусство покоилось на языческих обрядах. Нет, даже более того: ведь языческим богам поклонялись в каждом городе империи, в каждом городе имелись большие языческие храмы, везде приносились жертвы богам-олимпийцам… Но только в Пергаме это поклонение достигало и наибольшей широты, и высочайшего накала, именно там оно теряло всякую видимую благопристойность и приобретало вид истинного поклонения бесам — безстыдного и безчеловечного. И люди, исцелявшиеся в чудесной Асклепиевой лечебнице, по доброй воле принимали участие в этом бесопоклонстве — ведь без него и медицина пергамская оставалась безсильна: здесь лечили только во имя нечистых духов и силою их.

И была в Пергаме небольшая христианская община — та самая, что названа в Апокалипсисе Церковью Пергамской. И хотя была она небольшой, но всё-таки её терзали раздоры: имелась в ней группа людей, считавших, что нет большого греха в том, чтобы немножко попользоваться от благ языческого культа — подлечиться у Асклепия, принять участие (чисто формально, за компанию со всеми!) в прославлении Артемиды, верноподданнически поклониться императору как одному из богов… То есть совершить то, что в Писании обобщённо называется «есть идоложертвенное». Сторонников такого мнения Апокалипсис зовёт «николаитами». Так Господь говорит Ангелу Пергамской церкви: «…у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откр.2,15).

И вот представьте себе: огромный город, Самим Господом названный престолом сатаны, и в нём маленькая, не­устоявшаяся группка христиан — недавно крещённых, ещё не крепких в вере, не согласных друг с другом… Как может она противостать мощному, древнему, всенародно почитаемому языческому культу с его несметными богатствами, армией поклонников, жрецов и мудрецов?

Но она противостала и победила, когда епископом в Пергам был направлен человек по имени Антипа.

Мы ничего не знаем об Антипе, епископе Пергамском: откуда он был родом, когда принял крещение, кем был наставлен в вере… Зато известно другое: едва он занял свою кафедру, едва возглавил соборную молитву, как Асклепиева лечебница тут же перестала исцелять больных. Мудрецы остались на месте, лекарства, мази и целебные бассейны — всё это сохранилось, но целительная сила ушла.

Может быть, кто-то решит, что это было несчастьем: ведь больные не получали облегчения, страдальцы оставались со своим страданием… Что ж, пусть каждый из вас решит этот вопрос самостоятельно: что лучше — исцеление тела за счёт гибели души или возможность обратиться к истинному Врачу душ и телес?

Во всяком случае, для тех, кто кормился от лечебницы и капищ, молитва Антипы была подлинным несчастьем. Они вызвали христианского епископа (а в ту пору епископы никому не казались важными людьми) и потребовали прекратить «это безобразие».

Ещё раз скажу: христианский епископ никому тогда не казался значительной фигурой, да и сам-то он прекрасно понимал своё человеческое безсилие перед этим воинством сатанинским. Но Антипа, стоя перед лицом всего тысячелетнего язычества, от веры своей не отрёкся и от молитвы не отказался.

В Пергаме жили изобретательные люди. Особенно хорошо они изобретали различные формы казней. Для Антипы они приготовили сожжение в медном быке. Этот способ наказания примечателен тем, что сочетает в себе и казнь, и развлечение для зрителей, и жертвоприношение князю тьмы. Осуждённого помещают во чрево медного быка и разводят под статуей костёр; осуждённый нечеловечески кричит, а со стороны кажется, что это медный бык издаёт трубные вопли во славу тёмных богов.

Заключённый в медного быка Антипа не кричал, а молился Богу. И молился не о прекращении собственных страданий, а о помощи другим страждущим, в частности, о том, чтобы Господь даровал ему силу исцелять у людей нестерпимую зубную боль… В такой страшный для себя момент он болел душой о других страдальцах и всем сердцем желал им исцеления… Жертвоприношения сатане не получилось — вместо этого миру был явлен ещё один святой Божий, великий заступник, целитель и молитвенник за людей. Среди огня и жара Антипа преставился спокойно и мирно, словно уснул.

Огромный и богатый Пергам — престол сатаны был в своё время разграблен и разрушен до основания. Сейчас на его месте стоит скромный турецкий городок…

Об Антипе же в Апокалипсисе говорится устами Самого Господа: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. <…> Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр.2,13–17).

Алексей СВИРСКИЙ

предыдущая    следующая