Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

СВЯТАЯ ГОРА НА 5-Й СОВЕТСКОЙ

— …А что значит Афон для вас лично?

Отец Григорий смущённо улыбается:

— Афон? Это мечта. Это то место, где каждый из нас, монахов, хотел бы закончить свою жизнь… Афон… Там небо близко.

И тут же лицо его становится радостным:

— Да ведь небо и у нас близко: мы же храм возрождаем!

…Мы уже начинаем забывать ту эпоху, когда Церкви один за другим возвращались старые, полуразрушенные храмы, храмы почти уже не похожие на Дом Божий, храмы без куполов, а порой и без кровель… Однако это и сейчас происходит — вот как здесь, например, на 5-й Советской улице, где возрождается недавно переданный Церкви храм — подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита, ныне архиерейское подворье храма Благовещения Пресвятой Богородицы. С настоятелем его, иеромонахом Григорием (Сысоевым), мы и беседуем сейчас.

— Храм наш вернулся в епархию в 2016 году. Владыка Варсонофий благословил, чтобы здесь было со­здано архиерейское подворье, принадлежащее Санкт-Петербургской епархии (и никак не Константинопольскому Патриархату). Но при всём том мы имеем общение со Святой Горой Афон — с настоятелями разных монастырей: и Зографа, и Хиландара, и Эсфигмена, и Иверского… И афонские монахи оказали нам духовную поддержку, предложили руку молитвенной помощи — как у монахов принято. Потом прошло время, и мы познакомились со схимонахом Гавриилом Карейским, герондой всей Святой Горы, духовником Афона. Он нам протянул не руку даже, а две руки, — и не без его молитв начали мы возрождаться, и возрождение это сопровождалось настоящими чудесами.

Это случилось 14 октября 2016 года, на Покров Божией Матери. Владыка Варсонофий приехал к нам, а у нас здесь горы хлама, штабеля кирпичей… Словом, ремонт идёт! Ни алтаря, ни престолов — пустое помещение, ободранные стены, полуразрушенные полы. И вдруг владыка мне говорит:

— Отец Григорий, готовься — 8 ноября я буду у тебя служить!

— Владыка, но как же?.. У нас же ничего не готово!..

— Не волнуйся! Ты, главное, сделай мне кафедру.

И уехал. Мы пребываем в растерянности. И вдруг нам передают священные сосуды!.. Потом звонят из Путиловского храма в Автово:

— Отец Григорий, говорят, у тебя престола нет? А у нас есть лишний — немного попорченный, но пригодный! Хочешь — забирай!

Приехал, а мне говорят:

— Знаешь, что это за престол? Его сам владыка Иоанн (Снычёв) освящал!

У меня и руки дрогнули от радости! И с того дня начало к нам приходить всё необходимое. А мы мусор разбираем, стены отмываем… Начали тереть тряпками одну стену — и вдруг из-под слоя краски проглянуло что-то яркое… Расчищаем дальше, видим — старая роспись: вот рука показалась, вот крест в руке… Но ещё непонятно, кто изображён. К 8 ноября, к приезду владыки, мы эту роспись окончательно открыли и прочитали надпись: «Св.вмч. Димитрий Солунский». А теперь загляните-ка в православный календарь: вы обнаружите, что 8 ноября — это память Димитрия Солунского! Мы продолжали отмывать, уже догадываясь, что на противоположной стене будет изображён св.вмч. Георгий Победоносец. Так и вышло!

И отец Григорий показывает эту роспись с изображением Победоносца. Грудь святого словно изрешечена пулями: именно к груди его прежние хозяева прикрепили щит автоматики и просверлили для этого десятки кабель-каналов… Рядом на стене росписи-иконы с изображением свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата.

Батюшка продолжает:

— До революции одной из главных святынь нашего храма была икона Божией Матери «В Скорбех и Печалех Утешение». Удивительная история связана с этой иконой. В 1893 году храм был уже освящён, когда с Афона, из Андреевского скита, передали сюда этот образ. Но монахи по нерадивости послали его по почте, и пока его везли, икона очень сильно пострадала. Пришлось отправлять её обратно на реставрацию. Целый год наши монахи молились, чтобы она вернулась, — и она вернулась! Видно, Сама Владычица не хотела, чтобы Её икона пришла в храм как обычная почтовая посылка — без горячей молитвы, без зова, идущего от сердца…

В 2016 году этой иконы в храме уже не было… Но мы тоже начали усиленно молиться о её возвращении и тоже молились целый год. А в 2017 году мне звонят знакомые реставраторы: «Отец Григорий, вы искали такую икону?» — «Да, искал». — «А мы нашли подобную в Иркутской епархии, но не можем понять, та это или не та. Может быть, вы определите?» Я посмотрел на фото: икона в очень плохом состоянии, доска раскололась надвое… Говорю: «Да, это наша икона, только возможно ли восстановить её?» — «Не волнуйтесь, мы всё восстановим!» И к концу 2017 года икона была у нас в храме! Видите, какая она: тут и Сама Божия Матерь, и Иоанн Креститель, и Иоанн Богослов, и другие святые…

Когда эта икона к нам пришла, владыка Варсонофий так обрадовался: «Отец Григорий, как хорошо вышло! А у меня есть для вашей святыни подарок». И передал нам мощевик с частичкой Пояса Божией Матери, который хранится в Ватопедском монастыре. Тогда мы решили постараться и собрать мощи святых, которые изображены на иконе. У нас на это ушло почти полгода, но зато теперь вы видите здесь частицы мощей Свт. Николая Чудотворца, свт.Спиридона Тримифунтского, св.Димитрия Солунского, вмч.Георгия Победоносца, прпп. Антония Великого, Евфимия Великого, Онуфрия Великого и Саввы Освященного, а также Иоанна Предтечи и даже Иоанна Богослова! Это удивительно: ведь тело евангелиста Иоанна не было обретено после его смерти! Но если нет его мощей, то что же за частичка лежит в нашем мощевике? А это ниточка с его ризы!

Вот такая чудесная святыня хранится в нашем храме! Вы только вдумайтесь в название этой иконы: «В Скорбех и Печалех Утешение»… Помолиться перед ней наверняка захочет каждый православный петербуржец. И это можно будет сделать в ближайшую Субботу Акафиста или после поста, когда она каждое воскресенье будет выноситься в центр храма, чтобы перед ней был отслужен акафист, что обычно бывает в 5 часов вечера.

Снова говорим с отцом Григорием о необычной судьбе Благовещенского храма…

— Да, в начале 30-х годов он был закрыт и передан какому-то советскому архиву… Но вы знаете, что он и в таком поруганном состоянии мог спасать людей? А он спасал, и самым непосредственным образом: во время блокады в его подвале было устроено бомбоубежище. И вот что интересно: немцы, обстреливая город, специально целились в нашу церковь. Она ведь была тогда выше, чем теперь, купола её виднелись издалека, — вот враг и бил по ней все блокадные дни. Но ни один снаряд в церковь не попал, ни один человек в бомбоубежище не погиб, хотя всё вокруг было разбито! Это настоящее чудо! Тут, наверное, надо учесть и то, что за наш храм всегда молились на Афоне…

— А как же теперь, когда Афон так неожиданно оказался «на вражеской территории»? Как это отразилось на Благовещенской церкви?

— Прежде всего скажу: наш приход, конечно же, не идёт против той позиции, что заняла в этом вопросе Русская Православная Церковь. Мы имеем отношения лишь с теми афонскими монастырями, кто отверг раскольников. Все знают, каким безславным было посещение раскольниками Русского Пантелеимоновского монастыря. В Зографе перед ними вывесили плакат: «Карантин» — и никого за ограду не пустили. Это касается и Русского Андреевского скита, куда они не были пущены… К сожалению, Ватопед в этот список уже не входит; для нас это очень обидно и больно, но что ж тут сделаешь? Те же, кто не вступал в общение с раскольниками, для нас родные братья. Мы молимся, чтобы всё уладилось, чтобы Царица Небесная защитила монахов Своего удела, и то, что там происходит, вызывает у нас глубочайшую печаль: каток Евросоюза пытается размять монашескую респуб­лику.

Да, для меня Афон — это мечта. Но ведь Господь посещает нас везде — и на Святой Горе, и на 5-й Советской улице… Он приходит в жизнь каждого человека и возвещает благую весть. О чём же эта весть? О том, что мы становимся гражданами Неба. А для того, чтобы войти в это небесное гражданство, которое Бог уготовал любящим Его, нужно прежде отказаться от земного груза. Отказываясь, мы совершенствуем свою душу, и чем меньше в этом мире вещей, к которым мы прикипаем сердцем, чем меньше в этом мире якорей, которые нас держат, тем легче нам идти в Горнее царство. Ведь и та благая весть, которую возвестил Гавриил Пречистой Деве Марии, говорит о том, что Царство Небесное близко, оно внутрь вас, оно начинается здесь, на земле. Царство Небесное для нас достижимо. Будем только стараться!

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая