Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ

Сегодня это слово почти исчезло из нашего обихода, значит ли это, что исчезла и сама страсть эта, малозаметная, но многотрудная? Случалось ли кому-то угождать людям просто так, по доброте душевной, и есть ли в этом какой грех? Конечно, если людям угождаешь из корыстных соображений, по расчёту, тут явный грех, об этом и говорить не приходится, а вот если без расчёта, без умысла, что плохого в таком угождении?

Ну во-первых, корысть бывает разная, не только материальная: ты угодил — и тебе угодят, здесь имеется в виду корысть душевная, чувственная. Бывает, льстят человеку ввиду его значительного или высокого в обществе положения. Что рождается от такого человекоугодия? Гордость, самолюбие, самодовольство. Может, и человек хороший, а за его доброту его же и в духовную грязь, в страстное болото, — попробуй вылези.

Но есть особое человекоугодие, не корыстное-телесное и не чувственное-душевное, а духовное, тонкое и неприметное. Человекоугодие — это искажённое страстью человеколюбие, а потому, когда оно приобретает духовную тонкость, тогда понять и увидеть его очень трудно. Такая страсть таится в глубине сердца и питается едва заметным сладострастием, до поры до времени не показывая своей змеиной головы наружу. Зато когда приходит время, человек, который всерьёз считал себя за тихого, скромного и смиренного, приходит в ужас от силы этой страсти, как зверь набрасываясь на ближнего только за то, что он посягнул на его «смирение» и обличил его в гордости. Это опасное духовное заболевание имеет вполне конкретные симптомы — обилие в лексиконе смиренных слов и смиренное поведение перед людьми. Как ни странно это звучит, но такое смиреннословие и смиреннообразие свидетельствуют о тяжком недуге души. Они прямо противоположны смирению, которое без сохранения его в тайне превращается в человекоугодие, то есть в желание показать другим себя смиренным. Многие, наверное, были обезкуражены, когда ещё вчера «смиренный» наружно человек вдруг неожиданно набрасывался на ближнего по самому ничтожному поводу. Внутри себя эту болезнь обнаружить очень трудно, но можно. Если ваши мысли заняты тем, как о вас подумают и скажут, если вам трудно отказать кому-либо в какой-либо просьбе, если вам важно, чтобы видели вашу веру и доброту, — вам срочно к врачу.

Человекоугодие — скверный недуг, заразный. Как хочется, глядя на «смиренного» внешне человека, подражать ему!.. Он кажется окружающим эталоном духовности и добродетели. А кому не хочется сегодня быть добродетельным, ну хотя бы внешне? Увы, такая «добродетель» пагубна для души, она сосёт и сушит душу, лишает её и без того скудных духовных сил. С прискорбием могу сказать по собственному опыту — сам не раз становился жертвой этого обмана и безсилия духовного, предполагая в себе те или иные «малые» достоинства. Сделал нечто полезное для ближнего, принял похвалу — и вот ты уже «не такой уж плохой человек». За этим обязательно последует падение, внутреннее или внешнее, но за удовольствие быть «хорошим» надо платить, как и за любое другое удовольствие.

Будем помнить слова богомудрого святителя Игнатия: «Сколько полезно укорять себя и обвинять в греховности пред Богом, в тайне душевной клети, столько вредно делать это пред людьми», — это надо помнить уже для того, чтобы не упасть низко, когда так неосторожно лезем «высоко».

Иерей Никита ИВАНОВ

предыдущая    следующая