Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Русский православный Север

ЛУЧШИЙ ОТПУСК В ВАШЕЙ ЖИЗНИ

Дело это началось в одной северной деревне… Тут моя рука уже поднялась, чтобы написать «забытой Богом», — но я вовремя спохватился. Да нет же! Не говоря уж о том, что у Бога вообще никто не забыт, но именно эта деревня оказалась явно Им отмеченной. Ну, может быть, не вся деревня целиком, но одного из её жителей точно коснулась рука Божия — пожилого человека по имени Александр Порфирьевич Слепинин. Дело в том, что Александр Порфирьевич решил самостоятельно, в одиночку, восстановить большую древнюю деревянную колокольню, которой испокон веку славилась его деревня. Труд немалый! Тем более для человека немолодого, тем более без помощников. Однако он храбро взялся за работу, и дело у него спорилось.

Это начало, — а вот продолжение. В ту пору жена одного из молодых московских священников — о.Алексия Яковлева, настоятеля храма прп.Серафима Саровского в Раеве, — пошла с подругой в турпоход по Русскому Северу. Добрались матушки и до той деревни, где жил Александр Порфирьевич.

— Пришли мы туда и не поймём, в чём дело, — рассказывает матушка. — Во всех деревнях тихо, как на кладбище, а тут и топор стучит, и пила поёт — жизнь движется! Живая деревня!

Хотели они посмотреть, как Александр Порфирьевич работает, но суровый старик решительно погнал их со стройки:

— А ну-ка, вертихвостки московские, прочь отсюда! Не мешайте человеку Божиим делом заниматься!

Впрочем, через некоторое время недоразумение было заглажено, и с тех пор началась их дружба. А ещё через некоторое время и о.Алексий Яковлев приехал в ту деревню — посмотреть на необычную стройку, помочь строителю… А там и целые группы столичных добровольцев принялись туда ездить — и колокольня очень скоро была достроена.

Но сколько ещё по северным русским землям стоит полуразрушенных и вовсе рухнувших церквей, каждая из которых могла бы стать главной культурной ценностью какой-нибудь небольшой европейской страны!.. Вот бы все эти храмы восстановить!

Так и родилось добровольческое движение «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».

Руководство проектом осуществляется из Москвы, но и у нас в Петербурге (а точнее, в Петергофе) существует своё отделение. Руководят им молодой батюшка о.Александр Нефёдов, настоятель петергофского храма страстотерпца Царевича Алексея, и его главный помощник Владислав Бакшанский.

Вот что рассказал нам отец Александр:

— Проект наш некоммерческий, и присоединиться к нему может всякий желающий, все, у кого болит душа за Русский Север, за русскую старину, за русскую культуру. Наши петербуржцы — участники «Общего дела» совершили несколько экспедиций в Тихвинскую епархию, в Бокситогорский район, обследовали ряд храмов и часовен, провели их консервацию… Планируются экспедиции в Лужский район — там мы уже посмотрели один храм и три-четыре часовни. Это были исследовательские экспедиции в зимнее время, а когда потеплее станет, можно будет заняться и консервацией. Мы ведь реально смотрим на вещи: мы понимаем, что реставрационные работы требуют согласования со множеством инстанций… Но главная задача «Общего дела» — сохранение не только красивых храмов, но и душ людских — тех людей, которые возле этих храмов живут. Надо, чтобы они поняли: эти развалины, которые они привыкли видеть с детства, могут ожить, могут стать храмами, духовным центром целой округи…

Я спрашиваю у Владислава Бакшанского:

— Допустим, человек захотел поучаствовать в «Общем деле»… Ему непременно нужно владеть каким-то мастерством?

— Да нет, не обязательно, — ответил Владислав. — Было бы желание, хватило бы решимости отправиться с нами в экспедицию, а уж там рядом с ним будет профессиональный плотник-реставратор, который определит ему круг задач, научит каким-то приёмам. И женщины тоже могут поехать с нами: для них всегда найдётся работа: прибраться в храме, еду приготовить… Можно вспомнить и о пенсионерах: у них зачастую душевной энергии хватает на нескольких молодых. Словом, особых знаний от участника не требуется, но они приветствуются.

— А что же всё-таки требуется от участника?

— Во-первых, конечно, искреннее желание поучаствовать в «Общем деле». Потребуется свободное время — неделька или две… Дорогу добровольцы оплачивают себе сами, питание — в складчину. Допустим, вы захотели поехать с нами в экспедицию. Для начала самое разумное — это зайти на наш сайт: Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера», — где есть расписание экспедиций на текущий год. Там всё сказано: куда едет та или иная группа, сколько требуется участников, как зовут командиров групп, какие работы будут производиться. Соответственно, человек выбирает группу в зависимости от своих возможностей, оставляет на сайте заявку — и ближе к делу организаторы связываются с ним и дают подробную информацию: что нужно взять из туристического снаряжения, какие инструменты… И сообщат, где будет происходить сбор группы. Группа, она не хаотично едет, а с командиром. Это человек опытный, в нескольких экспедициях побывавший, — многие ездят по 10—12 лет, они чётко знают, что делать, как работать…

— В экспедицию собираются только верующие люди?

— Ну что вы!.. Есть даже люди инославные и других вероисповеданий, даже иностранцы: французы, немцы, ирландцы, американцы. И, кстати, от экспедиции к экспедиции многие к вере приходят — случается такое. Мы никого ни к чему не обязываем, но наши православные непременно читают утренние и вечерние молитвы, молятся перед началом работы, перед едой… Остальные видят это и постепенно втягиваются. Молитва, она и дисциплинирует, и сближает очень сильно. Тут-то и почувствуешь силу общей молитвы.

— Вот какой вопрос у меня возник: ведь деревянное зодчество — это тончайшая технология, она требует массы профессиональных знаний, навыков, привычек… А у вас собираются дилетанты! Вы не боитесь навредить своей работой памятникам русской древности?

— Я издали начну ответ… Экспедиции делятся на два типа: исследовательские и трудовые. Исследование — это значит надо приехать на объект — храм или часовню, — провести замеры, по возможности расчистить завалы и провести какие-то мелкие работы по поддержанию храма. И только после этого делается проект консервации объекта, рассчитываются необходимые материалы, намечаются виды будущих работ… Летом едет уже трудовая экспедиция, которая этими работами занимается. А если объекту везёт, находятся средства на его дальнейшее восстановление, то составляется проект непосредственной реставрации. И к реставрации приступают уже только плотники-реставраторы, и руководит всем этим опытный реставратор, который не допустит никаких непоправимых вещей. Всё под контролем!

— Что было в экспедициях самое трудное?

— Как ни странно, труднее всего в город возвращаться. Люди чуть не плачут, не хотят уезжать!.. Только ты сблизился с товарищами, втянулся в осмысленный труд, увидел результаты своей работы… И тут — опять в город! А к бытовым-то трудностям быстро привыкаешь…

Напоследок отец Александр Нефёдов пригласил всех, кто захочет присоединиться к «Общему делу»:

— Приезжайте к нам в храм Царевича Алексея в Петергофе: ул.Чайковского, 13. Тел. 8921-564-06-62. Я буду рад гостям: всё покажем, всё расскажем.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая