Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПОКЛОН С АМУРА

Случилось это в 1981 году. Мы с мамой работали и отдыхали в Крыму, в Алупке. Туда в это время приехал известный уже в России художник Илья Сергеевич Глазунов, и для него работники Воронцовского дворца-музея открыли запасники, где хранились картины и иконы. Мама, будучи художником, также была приглашена на просмотр и взяла с собой меня. Именно там я тогда и увидела её... картину А.И.Куинджи «Христос в Гефсиманском саду», которую редко кто вообще видел воочию. Эта картина мастера хранится в абсолютно тёмной комнате. Но что же можно увидеть в тёмной комнате? Дело в том, что рассеянный свет от тусклой лампочки находится в третьей комнате, а между картиной и комнатой с лампочкой — ещё одна пустая тёмная комната. И только когда глаза зрителей привыкают к темноте, они начинают что-то видеть, руководствуясь пояснениями экскурсовода. Думаете, ах, как романтично?  Если честно, не очень, потому что только при таком скудном освещении можно увидеть это произведение искусства по причине его «асфальтовой болезни». При обыкновенном свете перед вами предстала бы совершенно тёмная картина, на которой лишь угадываются шероховатости — мазки кисти великого художника.

Что такое «асфальтовая болезнь»? Думаю, что даже люди, далёкие от живописи, знают, что прежде чем приступить к написанию картины или иконы, холст или доску специально обрабатывают — наносят белый левкас (грунт) или цветные грунты, чтобы со­здать более насыщенную цветовую гамму. А потом в моду вошёл асфальтовый грунт, ибо на этом благородном сером фоне легче было писать, тени уже как бы были, следовало только слегка их корректировать. И вот, не зная коварных свойств этого вещества (асфальта), его стали широко использовать, а потом... грянула катастрофа. Поверхность картин стала чернеть. У асфальта есть пагубное для живописи свойство — он поднимается на поверхность картины, пробиваясь сквозь слой краски (как пузырьки на воде всплывают вверх), т.е. он меняется местами с красками картины, и делает все цвета красок близкими к асфальтовому цвету. Эта беда случилась и с известным художником Куинджи. Хотя до того его живопись была чудесна и светла, она не была тёмной и контрастной.

Кстати, в иконостасе Андреевского собора на Васильевском острове есть иконы Свт.Николая Чудотворца и блгв.кн. Александра Невского, написанные на металле, и вид у икон такой, будто их давно не реставрировали. Я предложила их отреставрировать, но мне ответили, что безполезно — это пробивается асфальт...

Для чего я это рассказала? Чтобы люди понимали, что прежде чем приниматься за какую-то работу, надо внимательно изучить предмет своей работы и свойства тех материалов, которые они используют. Так, в газете «Православный Санкт-Петербург» № 12 (325), в статью «Пусть иконы живут долго», рассказывающую о том, как правильно в домашних условиях ухаживать за иконами, киотами и окладами, вкрались досадные ошибки, почерпнутые корреспондентом из Интернета. Об этом я и хочу сегодня поговорить.

Главный совет: если у вас осыпалась икона, потемнела, отсырела, прогнулась, повреждена плесенью или грибком — лучше всего, конечно, обратиться к хорошему реставратору. Тогда вы сохраните свою семейную реликвию ещё на долгие-долгие годы. Принимаясь «поправлять» икону самостоятельно, вы можете нанести ей непоправимый ущерб.

Итак, чего делать нельзя, а что можно в домашних условиях?

Читаем: «Некоторые для придания образу блеска и идеального внешнего вида покрывают его поверхность растительными или минеральными маслами. Ни в коем случае нельзя этого делать. Масло, проникнув в микротрещинки на слое краски, со временем приводит к искажению цветовой гаммы. Хотите вернуть иконе первозданный блеск? Покройте изображение олифой (варёное льняное масло), а тыльную сторону и боковины обработайте восково-скипидарной смесью».

Ни в коем случае нельзя покрывать икону олифой. Ибо что такое олифа? Масло! Но ведь выше сказано, что маслом покрывать изображение нельзя!

Читаем: «Что делать, если пострадал красочный слой иконы, например появились трещинки? Повреждённую краску нужно укрепить. Как? Готовим эмульсию из желтка яйца, трёх частей воды и двух частей спирта. Обрабатываем этой эмульсией повреждённые на иконе места».

Категорически нельзя использовать яйцо на этой стадии! Специалисты используют яйцо на завершающей стадии. А остатки желтка (обязательно!) удаляют. Самостоятельно не рекомендуется использовать сильные растворители — спирт, ацетон и прочие. Также не советуем протирать иконы влажной тряпочкой или мыть. Почему? Дело в том, что около двух веков назад стали нарушаться технологии написания картин и икон, и краски можно просто смыть. А дома можно очень бережно очистить икону от пыли и паутины мягкой беличьей кисточкой.

Ирина ВЕСЕЛКИНА, художник-реставратор

предыдущая    следующая