Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4—10 марта — Масленица

МАСЛЕНИЦУ ГУЛЯЙ, А О ПРОЩЕНИИ НЕ ЗАБЫВАЙ

70-е годы века прошлого. Благодатное, чудесное время — не потому, что это был «золотой век» в истории человечества, а потому, что это было время моего детства. Помню, с каким восторгом мы, ребятня, ждали прихода зимы. Игра в снежки, лепка из снега снеговика, катание на лыжах, коньках и санках, а то и просто на картонке или еловой лапе — это только присказка, не сказка. Сказка приходила в Новый год, а уходила на Масленицу — весёлую, щедрую на угощения и весёлые забавы. Гуляли неделю, блинами объедались так, что потом год на них смотреть не могли, как раз до следующей Масленицы. Масленичная неделя вообще была не похожа на все остальные в году. Ну, во-первых, отменялась капитальная уборка в доме, которая происходила каждую субботу. Вернее, убрать мы дружно успевали в пятницу вечером. А в субботу с утра начинались сборы в парк. В нашем алма-атинском парке им.М.Горького в субботу — воскресенье шли масленичные гулянья. На тропинках и площадках вокруг двух озёр стояли столы с кипящими пятивёдерными пузатыми самоварами, с блюдами, полными всякой снеди. И пока родители чинно прогуливались по заснеженным дорожкам, мы с братьями, раздобыв картонки, лихо съезжали на них по обледенелым склонам озёрных берегов, вылетая аж на середину озера. Потом вприпрыжку мчались наверх и опять с воплем радости неслись вниз. И так до полного изнеможения... Накатавшись-наигравшись, бежали на зов родителей и получали порцию вкусностей с восхитительно сладким горячим чаем. Домой ехали усталые и довольные. А впереди ещё было — о роскошь! — целое воскресенье, когда можно было поспать до 10 утра и вылезти из-под тёплого одеяла, только заслышав музыку к воскресному сборнику мультфильмов, который начинался по телевизору.

Конечно, нам и в голову не приходило, что воскресенье-то это не такое, как все до и после него, что оно совершенно особенное и даже имя у него есть — «Прощёное». Впрочем, была у этого воскресенья и в нашей семье небольшая отличка — таинственный серьёзный разговор между родителями. Мы тихонько играли в детской и ждали заветного момента. И он наступал.

— Прости меня, Коля, — негромко говорила мачеха. И в ответ мы почему-то с особой радостью слышали папин басок: «И ты меня, Лиля, прости за всё, что сказал и сделал не так». Сидя в детской, мы ликовали. Шёпотом доверительно пересказывая друг другу, кто из родителей что именно сказал. «Да они вроде бы и не ссорились» — в голосе старшего брата Вовки слышалась нотка сомнения. А ведь и правда, не ссорились... Тогда чего это они? Спросить о том, зачем родители раз в год так торжественно просят друг у друга прощения (причём когда они ссорились по-настоящему, слова извинения звучали отнюдь не всегда), мы, конечно, не решались. А додуматься до того, что нынче Прощёное воскресенье, мы — октябрята и пионеры — не могли. Мы и словосочетания-то такого не знали — «Прощёное воскресенье», — ведь каждому советскому ребёнку было известно, что воскресенье — это день, когда не надо идти в школу. А прощения просить, если набедокурили, мы предпочитали сразу. Ну, или когда наше очередное безобразие выплывало наружу. И, увы, не всегда в ответ звучали торжественные слова прощения...

Став взрослой и приняв крещение, я как-то спросила у одного батюшки: «А не лучше ли сразу попросить прощения, как только обидел человека или что-то натворил, ну, или на следующий день? Для этого ведь тоже ещё созреть надо, осознать свою вину, переломить свою гордость... но спустя день, неделю, когда совесть замучает. Зачем ждать до Прощёного воскресенья?! Ведь не вспомним всего, что умудрились натворить-нагрешить за год. Грешим ежедневно, ежечасно. А потом в Прощёное воскресенье за стол сели, блинов наелись, пришли в благодушное настроение, выпили — чего греха таить, пустили пьяную слезу, расчувствовались — и пошли целоваться, обниматься: «Ой, да я перед тобой виноват, ты уж прости». Но это ведь не то прощение, о каком мы должны печься?» И мудрый батюшка ответил: «Так ведь на сытый желудок и просить прощения, и прощать легче, человек настроен благодушно. Поэтому и Прощёное воскресенье — именно перед началом поста. Да и как можно вступать в Великий пост, если на душе у тебя муторно от непрощённых обид, а совесть тяготят обиды, нанесённые тобой ближним?»

«А если в ответ услышишь: «Я тебя не прощаю, не могу простить»? Или сам простить не в состоянии? — не унималась я. Подумав немного, батюшка ответил: «Возможно, что человек, который не прощает, хочет использовать твою просьбу о прощении как возможность давить на тебя, пользуясь твоим чувством вины. Это очень плохо… Молиться нужно за такого человека, но держаться от него подальше. И ни в коем случае не показывать свою слабость. Многие неправильно понимают слово «смирение». Смирение — это не когда о тебя вытирают ноги. Это ложное смирение. Чтобы смиряться по-настоящему, надо обладать огромной силой воли, чтобы уметь удержать в своей душе мир.

Мы своим ложным смирением развращаем людей, вместо того чтобы твёрдо постоять за себя. В иных случаях твёрдый и справедливый отпор будет более полезен человеку, чем слезливое смирение. Яркий пример тому мы находим в Евангелии, когда Пётр подошёл к Христу, а Спаситель сказал ему: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» И пояснил: «Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16,23).

Есть другая крайность, очень опасная, когда человек не желает простить своего обидчика до конца жизни. Это самое страшное. Святые отцы говорят, что такой человек сразу идёт в ад, даже если он всю жизнь был великий подвижник. Преподобномученик Косма Этолийский приводил такой пример. Жили два человека. Один всю жизнь постился, молился, достиг небывалых духовных высот, но не нашёл в себе сил простить некоего человека. А тот человек, которого он не простил, был вор и убийца, но он сказал: «Я прощаю его». То есть он простил этого подвижника. И эти слова прощения перевесили всё, простились вору и убийце все его грехи за это прощение. И этого вора и убийцу св.Косма допустил до причастия, а подвижника — нет, и скорее всего тот погиб. Ибо его непрощение украло все его добрые дела.

Помните слова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: «Прощайте, и прощены будете» (Лк.6,37).

Ирина николаева

предыдущая    следующая