Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Субъективные заметки

«ГОДУНОВ». С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДЁМ

Когда на российские кино- и телеэкраны выходит хороший фильм (ну пусть не хороший, а хотя бы неплохой), это поначалу вызывает даже не радость, а недоумение; начинаешь мучительно соображать: «Откуда это? Что этим хотят сказать? Кому это выгодно? Неспроста это!» Только что мы смирились с горестной мыслью, что лучше вывалянного в нечистотах «Викинга» и шоколадно-мармеладно-цифровой сказочки «Коловрат» у нас исторического кино снимать не могут, как вдруг — на тебе! — по телевизору показывают «Годунова» — фильм крепкий, профессиональный, красивый, захватывающий, снятый так, что создаётся впечатление, будто и не было у нас этих десятилетий кинонемощи. Я даже больше скажу: сразу после восьми серий нового «Годунова» пересмотрел две серии советского бондарчуковского «Бориса Годунова» (фильм, который я прежде ценил довольно высоко) — и что же? Если бы не пушкинский текст, фильм Бондарчука проигрывал бы по всем пунктам созданию А.Адрианова и Т.Алпатова. Причём проигрывал со впечатляющим отставанием: режиссура, игра актёров, работа оператора — всё это у советского мэтра не выдерживает сравнения с тем, что мы увидели сегодня.

У современных фильмов и сериалов есть для меня одна неприятная особенность: пока ты их смотришь, ты вроде бы и увлечён, и полон сопереживания (я говорю сейчас о лучших образцах продукции), но как только на экране появилось слово «Конец» и ты пытаешься собрать воедино впечатления о фильме, вдруг оказывается, что всё увлекавшее тебя ушло из сердца без следа, а в голову лезут только огрехи, ляпы, дурно сыгранные эпизоды, исторические несоответствия и т.д. И сразу пропадает желание не только пересматривать этот фильм, но даже просто вспоминать о нём.

После просмотра «Годунова» прошло уже порядочно времени, однако я до сих пор вспоминаю его добрым словом. Я не хочу сказать, что в сериале нет ни ляпов, ни огрехов… Назовите мне фильм, где их нет! Просто в данном случае они не вспоминаются: фильм достаточно многое может сказать уму и сердцу, чтобы зритель не обращал внимания на мелкие просчёты.

Как же так? Почему? Почему ещё недавно, услышав, что в фильме будут играть Безруков, Сухоруков, Маковецкий, Михалкова и т.п., я сразу, без разговоров, прекращал просмотр, а тут, удивляясь сам себе, смотрел не отрываясь на игру и Безрукова, и Мерзликина, и Ф.Лаврова… (Сухоруков, правда, опять не потрафил: ну какой он Малюта! Не может зайчик играть медведя-шатуна! Иного Малюты, кроме как в исполнении Михаила Жарова (эйзенштейновский «Иван Грозный»), я представить не могу.)

Так откуда же что взялось? В каких тайниках хранилось? И почему именно сегодня вытащено на свет из этих тайников?

Признаюсь, до тех пор, пока мы можем рассуждать только о первой половине фильма, ответов на этот вопрос дать не могу. Но не исчезает ощущение, что всё это неспроста, что тут спрятан какой-то подвох. Какой? Увидим, когда покажут вторую половину.

То есть кто-то, несомненно, уже ищет в сериале политических аллюзий. Почему-то именно историю Бориса Годунова так любят накладывать на современность; всем почему-то кажется, что она как две капли воды похожа то на хрущёвское, то на брежневское, то на горбачёвское, то на ельцинское время… А теперь вот и… на наше. Не так давно Владимир Мирзоев даже снял фильм по пушкинскому «Борису Годунову», переместив его действие в постсоветскую эпоху (кстати, неплохой вышел фильм).

Что, в сущности, мы увидели в новом «Годунове»? Умный, сильный, а главное — совестливый государственный муж в непримиримой борьбе с элитой. То есть то самое, что мы чаем увидеть въяве, что нам как бы намёками обещают, но как-то всё не срастается… Может быть, фильм — это тоже один из таких намёков?

Не будем гадать. Давайте пока просто порадуемся очень хорошему историческому фильму, — фильму, где наши предки не валяются в грязи, не живут в щелястых кособоких халупах, — историческому фильму, не похожему на бездарное подражание киносказкам А.Роу, — фильму, где парики сидят не криво, бороды не топорщатся, костюмы и декорации радуют глаз не конфетной красотой, да к тому же идеально сидят на артистах… Фильму, где основная движущая цель главного героя — благо России, где о России говорится не как о нелепом бастарде в цивилизованной семье, но как о самостоятельной ценности…

Вы скажете, что я рано запел хвалебную песнь, что цыплят по осени считают? Хорошо, дождёмся второго сезона и тогда сосчитаем цыплят по-настоящему, всерьёз.

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая