Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Библейские ароматы

ДРЕВНЕЙШАЯ ЖЕРТВА БОГУ

В чём смысл ставшего уже традиционным каждения в храме благовонными смолами? Что такое ладан? Как пользоваться ладаном православным христианам дома, а также о некоторых секретах его изготовления рассказывает председатель епархиального издательского совета настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке игумен Силуан (ТУМАНОВ).

Ещё в древности люди подметили, что при сгорании иные растения и смолы выделяют благовонный дым, который бодрит, поднимает настроение, оказывает целебное действие. Их использовали в медицине и для выражения особых отношений между Богом и человеком — жертвоприношений, — состоящих из трёх этапов: Бог даёт человеку всё необходимое для жизни и здоровья; человек в благодарность предлагает Богу (не имеющему ни в чём нужды) невещественный символ этих благ — дым от их сожжения; дым воспринимается как ответная благодать и защита Богом человека от злых сил — духовных и телесных.

Итак, воскурение благовоний — это древнейшая форма жертвы Богу. Их помещали на раскалённые угли, и ароматный дым уходил под купол храма или в небо, унося с собой просьбы, слёзы, мольбы и благодарность человека Богу.

Отсюда и название этих воскурений — фимиам (греч. θυμίαμα значит «жгу, курю», дословно — «воскурение»). В Египте, в Южной Америке, Греции и Риме использовали во время обрядовых действий ароматические вещества местного произрастания. В Ветхом Завете использование фимиама предписано Самим Богом: Господь повелевает Израилю в числе других приношений истинному Богу преподносить «ароматы… для благовонного курения» (Исх.25,6), заповедует Моисею сделать кадильницы для стола с хлебами предложения (Исх.25,29) и особый жертвенник для каждения (Исх.30,1). Указывается и состав фимиама, полученный Моисеем от Господа на горе Синай: «Возьми… благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе…» (Исх.30,34—36).

Этимология слова «ладан» восходит к древнегреческому λάδανον, в свою очередь заимствованного из арабского lādan — «пахучая смола». В Священном Писании также употребляется слово «ливан» (от древнееврейского lǝbōnā), что значит «быть белым», и указывает на цвет смолы, добываемой из некоторых деревьев рода босвеллия. Босвеллия — вечнозелёное тропическое дерево до восьми метров высотой. В настоящее время используются четыре вида ладанных деревьев: босвеллия священная, которая растёт в Юго-Западной Аравии; босвеллия фрериана, или коптский ладан; босвеллия пильчатая, или индийский ладан; босвеллия папирусная, или суданский ладан. Самым чистым ладаном считается смола, добытая из босвеллии священной, само название которой говорит о священнодействиях, связанных с ладаном. Для сбора смолы на коре делаются надрезы, из которых начинает сочиться смола, имеющая вначале белый цвет. Вытекшая смола затвердевает, и её срезают. Кстати, ещё в торговых законах 1200 г. до Рождества Христова Рамсес III постановил, что цвет смолы может быть от дымчато-янтарного до нефритово-зелёного, бледного, как лунный свет, остальные не имеют ценности.

Каждение столь приятно Богу, что в Ветхом Завете упоминается, как Моисей воскурением фимиама остановил гнев Божий на Израиля за непослушание (Чис.16,46—48). Но хотя в эпоху Второго храма фимиам состоял уже не из четырёх, а из 11—13 веществ, именно в таком составе (ливан, стакти, оних, халван) фимиам предназначался исключительно для богослужения: «Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, (душа та) истребится из народа своего» (Исх.30,37–38). То есть человек, решившийся в те времена использовать фимиам для ароматизации своего дома, был подвержен смертной казни. А вот по отдельности эти вещества использовались для домашнего благовония, а также как антисептик и антидепрессант. Для лечения болезней зубов и желудка кусочки ладана жуются на Востоке и по сей день.

В Новом Завете ладан упоминается в первых главах: волхвы «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф.2,11). А св.Иоанн Богослов в Откровении видел в Небесном Храме в руках старцев, восседавших перед Богом, золотые фиалы, содержащие фимиам — молитвы святых (Откр.5,8); видел затем Ангела с золотой кадильницей, которому дано было много фимиама (Откр.8,3). Т.е. благовонное каждение фимиамом имеет небесное происхождение, благословляется Богом для служения Ему.

Прп.Паисий Святогорец так объяснял смысл каждения: «Бог имеет нужду в масле и ладане? Нет, но Он приходит в умиление, потому что это приношение, через которое выражается благодарность и любовь человека к Нему. Мы возжигаем его для славословия Богу. Его мы славословим и благодарим за Его великие благодеяния во всем мире. Ладан — это тоже приношение. И после того, как мы, покадив иконы в храме, приносим его Богу и святым, мы кадим и людей — живые иконы Бога», ибо «мы — Христово благоухание Богу» (2Кор.2,15). А блж.Симеон, архиепископ Фессалоникийский, говорил: «Фимиам освящает воздух и вместе с тем наше обоняние и дыхание: потому что сообщает благоухание, от одного какого-либо вещества разливая благовоние на все при помощи огня. Посему он также изображает Святаго Духа: ибо и Он — один Сам в Себе, по всем разделяет дары, и все чрез Него получают благодать». Поэтому, как наиболее простая и естественная форма жертвы, каждение органично вошло и в новозаветное богослужение. Это символ сладости рая и символ ответа Бога на наши немощные молитвы.

Согласно древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый наидет на вас и сила Вышняго осенит вас», а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни)». Здесь заметно значение каждения как символа оживотворяющей и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, одной из ипостасей Святой Троицы. В ответ на каждение в храме надо поклониться. А вот вертеться вокруг своей оси, поворачиваясь лицом к кадящему и спиной к алтарю, не нужно.

А чем кадили наши предки? Самый простой и естественный выход из положения — пойти в хвойный лес и набрать смолы — еловой, сосновой, кедровой. Но тут есть загвоздка: необходимо убрать из неё скипидар, придающий неприятный призвук в запахе при каждении. Смолу приходится либо несколько лет выдерживать, ожидая, пока выветрится скипидар, либо варить, очищать от примесей. Но это надо уметь делать.

Желая улучшить аромат смолы, русские люди с древности стали примешивать к ней благовонные травы и другие ароматы, например анис (ладан с анисовым ароматом нашли при раскопках Десятинной церкви в Киеве). До революции в России ладан варить умели. На некоторых приходах сохранились ещё в коллекциях священников эти удивительные образцы дореволюционного искусства ладановарения — крупные слитки от темно-коричневого и охристого до зеленоватого и сиреневого. Они удивляют своим благоуханием, передающим свежую сладость русского леса, сада, мёда, разнотравья. При этом они совсем не похожи на светскую парфюмерию, а лишь напоминают о неземной сладости рая…

Итак, как же готовят ладан? Процесс изготовления мосхофимиама довольно прост технически. Олибанум измельчается в мелкий порошок, в него добавляется немного воды и благовонного масла. Полученное «тесто» тщательно перемешивается, раскатывается на «колбаски», которые потом нарезаются на одинаковые кусочки. Эти кусочки обсыпаются белым порошком типа магнезии, чтобы они не прилипали друг к другу, и сушатся. Всё, ладан можно использовать. Но для этого вида ладана надо использовать только высококачественное масло, а не парфюмерную «химическую» композицию, которая при сгорании может выделять опасные для человека соединения. Однако масло стоит дорого. А ароматизированный химическими маслами ладан быстрее теряет свой запах, выдыхается, и при сгорании остаётся зловонная гарь...

Ладан часто приобретают для воскурения дома во время молитвы. Но как разобраться в России в огромном выборе афонского ладана, если на самой Святой Горе не так легко найти достойные его виды? Уходят в прошлое сказания об удивительных сортах мосхофимиама, сделанного по старинным рецептам, приятный запах которых держался несколько дней в храме и келье после каждения. Практически случайно в 1997 году мне удалось приобрести в Карьес, столице Афона, в одной старинной лавке у старого греческого ворчливого монаха удивительный, сделанный вручную розоватый ладан с богатым запахом, где чувствовалась и сирень, и роза, и малина, и ваниль одновременно. Я потом узнал, что такой сорт делается специально для Константинопольского Патриарха. Увы, сейчас на этом месте ни той лавки, ни того фимиама, ни того старца уже нет. Очень яркий мосхофимиам, с чётким призвуком кокосового масла во всех многочисленных сортах, изготавливается в афонском монастыре Ватопед.

Один из лучших на сегодня — так называемый «архиерейский» ладан («оро нэро», т.е. в переводе с итальянского «золотой и чёрный», «дары волхвов»). В этом случае к позолоченным гранулам ливанской смолы добавляется чёрная смирна и мелкие кусочки пропитанного ароматом смирны дерева. При каждении храм наполняется древним и суровым, пряным ароматом…

Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА (с сокр.)

предыдущая    следующая