Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

В свете Евангельской истины

ЧУВСТВО ВИНЫ ИЛИ ПОКАЯНИЕ?

Насельник Псково-Печерского монастыря игумен Хрисанф (Лепилин), оглядев собравшихся в конференц-зале посетителей православной выставки, улыбнулся:

— Я вижу, вы собрались здесь и ждёте, что я буду перед вами выступать, а вы — отдыхать и внимать мне. Нет, сегодня вы будете «работать» вместе со мной. Кто из вас, дорогие братья и сестры во Христе, сможет ответить: почему мы дерзаем разделять понятия «покаяние» и «чувство вины»? Ведь оба эти понятия освящены светом Евангелия.

Зал оживился, и из рядов слушателей послышалась реплика: «Ну, хотя чувство вины может длиться вечно, человек не всегда кается в том, что совершил. Потому чувство вины сохраняется и преследует его. А покаяние — это когда человек покаялся в содеянном и груз вины свалился с его души. Впрочем, бывает, что человек покаялся, а чувство вины осталось...» Другой голос: «Покаяние — это путь, по которому должен идти любой верующий. А чувство вины — это чувство, которое должно сопровождать нас всю жизнь, ибо мы постоянно в чём-то согрешаем». Третье мнение: «Чувство вины давит, гнетёт. А покаяние даёт радость. Чувство вины, иначе говоря — голос совести, заменяет неверующим покаяние».

Отец Хрисанф: — В ваших ответах есть неточность определения этих понятий. Давайте разберёмся вместе... Что такое вина? Вина — это осознание факта греха, осознание следствия совершённого греха. А что такое чувство вины? Кто-то считает, что это самоукорение. Это не совсем верно. Чтобы разобраться в этом, надо сравнить результаты: какие приносит нам самоукорение, а какие — чувство вины. Самоукорение даёт надежду, а чувство вины делает нашу жизнь безрадостной, ведёт к унынию.

То есть когда сам человек видит себя грешным (а иными мы и не можем быть), укоряет себя, но соединяет понимание своего недостоинства с молитвой — это рождает надежду на прощение и спасение. Ибо молитва — это акт смирения человека пред Богом. А вот чувство вины — это раненая гордость человека, потому что он видит, что несовершенен, и приходит в уныние, которое действует разрушающе.

Итак, что такое вина в свете Евангельской истины, т.е. с точки зрения Бога? В Евангелии сказано, что о каждом древе нужно судить по его плодам. Плоды чувства вины горьки — имя им уныние. А поскольку уныние — смертный грех, то и чувство вины также греховно. Вот это нужно понимать. Самоукорение же, ведущее человека к покаянию, добродетельно. Об этом мы тоже узнаём по его плодам: плоды самоукорения — надежда на прощение, которая освобождает человека от чувства вины. Чтобы понять это до конца, посмотрите на детей: провинившись, набедокурив, они подходят к маме или папе, плачут, обнимают, прижимаются к ним. Почему? Детки чувствуют себя плохо, чувство вины давит, и они хотят, чтобы родители пожалели их, сняли с их души это гнетущее чувство вины, потому что они и так уже страдают. И когда вместо окрика или подзатыльника ребёнок получает тепло родительских объятий — он становится вновь весёлым и бежит дальше играть. Это наглядная картинка христианской свободы, когда человек чувствует себя грешником, но при этом счастлив, спокоен, потому что после покаяния прошлое не тяготит его, хотя он и не забывает о совершённом грехе. Мы, как дети, прибегаем в объятия Отца нашего Небесного при помощи покаяния и молитвы. Почему мы Христа называем Спасителем? Потому что Он нас, в частности, и от этого избавляет — от подавленности, уныния. Покаяние оживляет нашу жизнь, придаёт нам силы жить дальше.

О.Хрисанф: — Но тогда почему же так мало кающихся людей и почему чувство вины так сильно среди нас распространено?

Послышался взволнованный голос: «А я не думаю, что у преступников, например убийц, сильно распространено чувство вины...»

Отец Хрисанф: — Тут не всё однозначно. Солдаты, защищающие свою Родину, вынуждены убивать противника, но кто поставит им это в вину? Так же человек, случайно, без злого умысла, убивший другого человека, имеет право на сочувствие. А вот те, кто становится убийцами по причине своего жестокосердия, — это, конечно, отдельный разговор. Но раскаяние и покаяние в совершённом грехе убийства возможно для каждого человека, ибо Христос принёс свою искупительную жертву за всех. Я сейчас не говорю о негодяях, ибо негодяй — это человек, сознательно отказавшийся от добра, мы потому и называем его «негодяй», что он не годен больше ни к чему, кроме зла. Но и его может коснуться луч Божественной любви, и для него возможно покаяние и прощение.

Голос с места: «Это возможно для человека не просто верующего — верующими себя сейчас многие называют, — а воцерковлённого».

Отец Хрисанф: — Когда я был ещё неверующим отроком, я испытывал и чувство вины, если делал что-то дурное, и чувство раскаяния в содеянном. У меня эти чувства всегда разграничивались. Ведь покаяние состоит из двух частей — осознания вины и сожаления о содеянном и исправления содеянного, т.е. совершения поступка, противоположного греху.

Реплика из зала: «Но ведь ещё существует такое понятие, как стыд».

Отец Хрисанф: — Чувство стыда — это дар Божий. Но возникает он в человеке парадоксально: он образуется в нас как следствие укоренившихся грехов. То есть когда человек многократно попирает духовно-нравственные законы, не слушает свою совесть — он пребывает в неизбывном состоянии стыда, ибо знает, что совершает недолжное, греховное, постыдное. В человеке, сознательно заглушающем голос совести, грехи переходят в пороки.

И всё же стыд — милость Божия, ибо благодаря стыду человек сохраняет своё достоинство, потому что стыд — это умаление человеческого достоинства. Благодаря стыду человек может понять свою греховность, своё недостоинство и прийти к покаянию. А придя к покаянию, начнёт искать пути к исправлению своего поведения, всей своей жизни.

Женский голос: «Но существует барьер (чувство вины), через который иной человек не может переступить и прийти к покаянию».

Отец Хрисанф: — Правильное замечание. А что порой мешает человеку признать свою вину и покаяться? Гордость!

Но давайте проясним: когда в человеке впервые зародились эти два понятия — чувство вины и покаяние?

Сразу несколько голосов, дополняя друг друга, пустились в рассуждения: «Со времён Адама и Евы... то есть когда они ослушались Бога и вкусили запретный плод. Они почувствовали стыд, вину, но не покаялись перед Создателем. Адам спрятался, когда Отец Небесный звал его».

Отец Хрисанф: — Давайте разберёмся, как, почему происходят грехопадения, начиная с Адама и заканчивая каждым из нас. Первая причина — это красиво, привлекательно; вторая — это полезно для меня. Но самый главный мотив — я могу это сделать. «Тварь я дрожащая или право имею»? Вот она —
гордость! Зная, что нельзя, всё равно делаем. Вот тот барьер, который человек, начиная с Адама, не может перескочить. Потому и грехопадение среди нас так распространено.

Итак, Адам и Ева преступили запрет Бога, увидели, что они нагие, и им стало стыдно, хотя до этого их ничего не смущало. Их было всего два человека на всей земле, но даже между собой они вдруг почувствовали барьер. Что уж говорить о том, что они не смели явиться пред Богом. И Бог ходил по раю и взывал к Адаму. Разве Бог не знал, где прячется Адам? Конечно, знал. Но Он звал его, чтобы тот пришёл, и покаялся, и сказал: «Прости меня, Боже, прости, Отец мой». Господь ждал от Адама поступка...

Понимаете, сколь внешне близки эти понятия — покаяние и чувство вины, но сколь содержательно противоположны. Вот почему и поныне мало кающихся. Упражняясь в Адамовой ошибке, человек всё больше и больше погружается в само­оправдание: я хуже других разве? Разве я не могу, не имею права сделать то-то и то-то? И в этом смысле мы вновь и вновь переживаем Адамово унижение.

А теперь давайте разберёмся, что такое унижение. Это когда к человеку относятся меньше, чем он есть. И когда мы сами подавляем себя чувством вины после какого-либо падения, теряем своё достоинство. Выхода два: продолжать пребывать в унынии или осмыслить всё случившееся и покаяться, снять с души груз. Я помню, как-то, отслужив литургию, вышел сказать проповедь. Это была самая моя короткая проповедь: «Грех — это вопрос человеческого достоинства. Или — да, или — нет». Мы теряем своё достоинство, когда падаем, и вновь обретаем его, когда каемся.

Вопрос из зала: «Отец Хрисанф, Вы сказали, что унижение — это когда к нам относятся меньше, чем мы есть, чем мы являемся. Но как определить, что мы из себя представляем, кем являемся, чего заслуживаем? Чтобы не недооценить, но и не переоценить себя?»

Отец Хрисанф: — Очень важный вопрос. Человек трезвомыслящий, обретая жизненный опыт, вполне способен понять, что он из себя представляет, а также и то, с кем он общается, насколько его собеседник искренен и доброжелателен. И если кто-то унижает тебя нарочито, стоит ли из-за этого переживать, стоит ли с таким человеком общаться? Другой вопрос, если мы себя переоцениваем и нам кажется, что нас оценили ниже, нежели мы того заслуживаем. Так что же является мерилом оценки человеком себя самого и тех, кто находится рядом с ним? Эти мерила — совесть (голос Бога в человеке), заповеди Божии и наша ответственность. Почему ответственность? Потому что если бы не было ответственности перед Страшным судом, то не было бы и самой малой ответственности между людьми (осознания добровольной и необходимой заботы о себе и ближнем), и мы бы очень быстро уничтожили друг друга.

А теперь подумайте: проявляется ли чувство вины ещё каким-либо образом, помимо того, что чувство это сидит в нас самих, как фурункул?

Возмущённый голос из зала: «Конечно! Когда не мы ощущаем свою вину, а нам кто-то внушает чувство вины».    

Отец Хрисанф: — Да, это так называемые внутренний и внешний конфликты. Правильное решение конфликта мы называем добродетелью, неправильное — грехом. В правильном решении конфликтной ситуации наблюдается личностный рост человека, приобретается личный опыт добра.

А каким образом нам может быть извне навязано чувство вины? Самый простой пример: когда нас ставят в положение виноватого. Вот приходит ребёнок из школы, а мама вместо ласкового вопроса: «Ты голоден? Поджарить тебе колбаски с гренками?» — начинает кричать: «Опять ботинки в коридоре разбросал, наверное, и в школе плохо занимался, двоек нахватал». Вот так вместо любви и поддержки в нас уже в родительском доме формируют чувство вины. Представляете, как тяжело живётся человеку, которому в детстве вбили в голову мысль, что он неудачник и всё делает плохо?!

А ещё есть любители манипулировать человеком (глупцы или злодеи), которые специально внушают ему чувство вины в чём-либо, чтобы потом легче было этим человеком управлять. И нередко мы путаем смирение и терпение с забитостью. Поэтому важно понимать, в каком состоянии находится ваш собеседник, начальник, приятель, насколько он честен и доброжелателен к вам.

Последний вопрос: как выбраться из тягучего чувства вины? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что Бог сделал человека для добра. Плохим человека делает грех. Поэтому если человек не находится в состоянии греха, то он во всём хорош. Дурные помыслы? Но помыслы не всегда принадлежат самому человеку. Помыслы часто подкидывает нам лукавый. А нашими помыслы становятся только тогда, когда мы вместо того, чтобы их отринуть, принимаем их в своё сердце. Поэтому не нужно себя ложно обвинять в плохих помыслах, если вы не привели их в действие, не приняли в сердце. Вывод из всего сказанного: чувство вины — это грех, ибо происходит от гордости и приводит к унынию. Раскаяние же —
благо, добродетель, которая снимает с души груз вины, даёт возможность дальше жить, любить, молиться, работать, растить детей.

Подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая