Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вселенское Православие

ГОСПОДЬ ПОСРАМИТ ЗАХВАТЧИКОВ

Одно из главных событий сего­дняшней церковной жизни снятие анафем Константинополем с украинских раскольников и масштабная подготовка к созданию беззаконной Автокефальной Церкви на Украине, которая привела к разрыву общения Московского Патриархата с Константинопольским. Об этом рассуждает сегодня доктор исторических наук доцент СПбГУ протодиакон Владимир Василик:

— История Константинопольского империализма на Украинских землях насчитывает немало веков. Вспомним историю: даже в те годы, когда произошло воссоединение Украины с Россией, Константинополь упорно не хотел отпускать Киевскую митрополию в состав Московского Патриархата.

А когда в 1672 году украинский гетман Дорошенко передался туркам и вместе с мусульманами стал воевать против Польши и Русского царства, Константинополь поддержал этого предателя и на захваченных турками землях устроил свою «Каменец-Подольскую митрополию». Между тем в Каменце-Подольском турки оставили единственный православный храм — остальные храмы были обращены в мечети; захватчики насильно обращали местное население в ислам, грабили и убивали, и все эти злодеяния благословлял присланный Константинополем каменецкий митрополит Иосиф.

Наконец, в 1686 году, видя невозможность дальше сохранять Киев и нуждаясь в средствах, константинопольский патриарх Дионисий передал Украинскую Церковь Московскому Патриархату. Обратите внимание: в тексте томоса, изданного по этому случаю, не говорилось, что передача была временной, — хотя нынешние константинопольские публицисты любят говорить о передаче в аренду.

И вот в 1924 году Фанар спо­хватился: Патриарх Григорий VII заявил, что переход Киевской митрополии под омофор московского патриарха был не совсем законный, но в чём заключалась эта «не совсем законность», он так и не определил. На основании этого произвольного определения он сделал Православную Церковь в Польше, в Литве, на половине Украины и в Белоруссии автокефальной. Но эта автокефальность была в высшей степени странной: Польской Православной Церкви было запрещено сноситься с другими Церквами, не спросив разрешения у Константинополя; она должна была поминать константинопольского патриарха как своего главу и выражать ему знаки подданства. В чьих же интересах всё это совершалось? В интересах польского правительства, которое горело желанием оторвать Польскую Православную Церковь от Москвы, от России. Вы знаете, что в межвоенной Польше было уничтожено 700 православных храмов и часовен — масштабы польского гонения на православие были вполне сопоставимы с большевистскими масштабами.

Польских православных архиереев, которые пытались противодействовать переходу в автокефалию, начали преследовать как преступников… И то, что сейчас константинопольские публицисты хвалятся этими гонениями, то это, честно говоря, настоящий позор для них.

Отметим, что митрополит Дионисий Варшавский позднее объявил себя самозваным патриархом всея Украины, активно сотрудничал с немцами, был в прекрасных отношениях с Иоахимом Риббентропом… Позднее, когда в Польше пришло к власти социалистическое правительство, он принёс покаяние Патриарху Алексию I в своих антиканонических действиях.

Константинополь в 20-х годах проявлял самый настоящий империализм: он попеременно откусывал от страждущей Московской Патриархии один кусок за другим. В 1923 году патриарх Мелетий объявляет о переходе Финляндской Церкви в лоно константинопольского патриарха — уже на правах автономии. При этом ей были навязаны новый стиль и финский язык, несмотря на то что значительную часть её составляли русские прихожане. Многие из валаамских монахов новый стиль не приняли и за это с помощью полиции были изгнаны из монастырей (позднее они оказались в православной Сербии).

Стоит отметить, кстати, что за личность был патриарх Мелетий. Это был человек, которого обвиняли в масонстве его же соотечественники-греки. Предложенный им проект нового стиля был чисто масонским, это была попытка привести весь православный мир в соединение с миром католическим и протестантским. Так начиналась «замечательная» череда константинопольских патриархов: Мелетий, Григорий и т.д. — экуменистически-масонская генерация. Из неё произрос и патриарх Афинагор, который сослужил с папой, снял анафемы против латинян и проповедовал гиперэкуменизм.

Гиперэкуменизм проповедует и нынешний константинопольский патриарх Варфоломей. Характерно для него следующее: он, останавливаясь перед мечетью, всегда обнажал голову; его спрашивали: почему? Он отвечал: «Это тоже дом Божий!» Экклесиология, которой придерживается патриарх Варфоломей, — это удивительная смесь католицизма и протестантизма. С одной стороны, он проповедует «Невидимую Церковь», к которой, по его мысли, принадлежит всякий более или менее приличный и хоть во что-то верующий человек. С другой стороны, он выстраивает — с помощью таких «богословов», как Иоанн Зизиулас, — экклесиологию сродни римо-католической: якобы только та Церковь может считаться православной, которая не просто находится в общении с Константинополем, но и всецело подчиняется патриарху Константинопольскому. Что это, как не папизм восточного обряда? По мнению патриарха Варфоломея и его подельников (простите! — единомышленников), патриарх Константинопольский имеет право вселенской юрисдикции. Они основывают свои безумные претензии на явно ложном толковании древнего правила Халкидонского собора, согласно которому патриарх Константинопольский может утверждать выборы митрополитов в провинциях Фракия, Понт и Азия. Нынешние константинопольские богОСЛОвы распространили Понт и Азию на всю вселенную — и на Австралию, и на Латинскую Америку, и на Африку, и на Азию, и, конечно же, на Россию. По их мысли, только патриарх Константинопольский может даровать автокефалию, — при этом автокефалию условную, которая в любой момент может быть отнята за какие-нибудь проступки — скажем, за неблагодарность. Все прочие церкви становятся какими-то полурабами, вольноотпущенниками, которые в любой момент могут обратиться в рабское состояние по причине плохого поведения. Такова экклесиология Варфоломея. Её он пытался протолкнуть на Критском соборе — именно поэтому Русская Православная Церковь, а также Грузинская, Болгарская, Антиохийская не посчитали нужным принимать участие в этом соборище: Критский собор — не собор, не святой и не великий.

По-видимому, в ответ на это Варфоломей задумал разыграть украинскую карту. На Украине в данный момент существует так называемый «Украинский патриархат» (во главе с Филаретом Денисенко, который не признаётся никем), Украинская Автокефальная Церковь и законная Украинская Автономная Православная Церковь Московского Патриархата. Патриарх Варфоломей, воспользовавшись «просьбами» — прежде всего со стороны депутатов Рады и правительства Порошенко, — явил себя в качестве «примирителя», который должен создать автокефальную украинскую Церковь, — и эту автокефалию должен даровать Константинопольский Патриархат. Но Украинская Автономная Церковь Московского Патриархата его об этом не просила: ни один архиерей, ни один священник с подобными запросами не обращался, — тем более его об этом не просил митрополит Онуфрий, канонический возглавитель Украинской Автономной Православной Церкви.

Однако Патриарх Варфоломей отправил двух своих экзархов, которые должны, исполняя его волю, создавать эту автокефальную церковь. Поясним, во-первых, что эта автокефалия абсолютно условная, как была условна автокефалия Польской Церкви: Украинская Православная Церковь всё равно будет в полурабах. Во-вторых, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата составляет, по сути, две трети всех православных: у неё 12 тыс. приходов; у Филарета 6 тысяч; у автокефалистов тысяча. Огромному большинству украинских священников и верующих не нужны предлагаемые перемены. И соответственно то, чем будут заниматься гости вместе с правительством Порошенко, — силком загонять в абсолютно незаконную юрисдикцию и, по сути дела, участвовать в гонениях на православных собратьев, то есть исполнять дело иудино.

Всякий раз, когда Константинопольский Патриархат пытался проводить свою антирусскую линию на Украинских землях, это неизменно кончалось большим позором для Константинополя и большой кровью для Украины. Надеюсь, что сейчас Господь смилуется и не допустит крови, — но не допустит и этого безобразия, потому что сейчас призывать устраивать единую Украинскую Православную Церковь, да ещё вливать в неё всякий сброд и предателей веры типа Филарета Денисенко — значит провоцировать гражданскую войну, а это дело бесовское. Как сказал в своё время летописец Нестор, ныне почивающий в Киево-Печерском монастыре, который мечтают отобрать раскольники, внешними войнами нас Господь наказует, внутренние же войны бывают от диавола… Так вот, Варфоломей ради своих безумных амбиций, ради своей мнимой вселенской власти над православным миром готов участвовать в этой дьяволиаде. Я надеюсь, что Господь его посрамит.

Ясно, что это заказ, — заказ, проплаченный из Вашингтона. Даже называют сумму этой проплаты — 50 млн долл. Непонятно только, от кого. Вряд ли от Трампа: Трамп — антиглобалист, как и В.В.Путин. Сейчас в мире идёт жёсткая борьба глобалистов и антиглобалистов, и Варфоломей, безусловно, примыкает к глобалистическому, экуменическому лагерю; не исключено, что его подпитали из администрации США те, кто видит будущее США как главы глобального мира. Но мы видим, что всё более и более оформляется антиглобалистическая тенденция: наши успехи в Сирии, наше стояние против блокады и возвеличивание роли России в современном мире показывают совершенно иную тенденцию, а именно создание многополярного мира, разделённого на регионы, где каждый регион мог бы свободно процветать, не завязываясь на глобальную систему, которая доказала свою затратность. Патриарх Варфоломей в своей слепоте этого не увидел и пошёл за глобалистами. Надеемся, что он потерпит жестокое и позорное поражение вместе с ними, а Украина вернётся в Русский мир, и «славянские народы, распри позабыв, в единую семью соединятся».

P.S. «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств — всё это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами. Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в её храмах». Из Заявления Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви.

следующая