Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

19 августа — Преображение Господне

«Я СКАЗАЛ: ВЫ БОГИ»

Евангельскую историю Преображения Господня знает каждый православный. Но все ли мы отдаём себе отчёт, что преобразиться должна также и наша душа, чтобы и наши лица просияли, как солнце, и одежды наши (то есть в данном случае наши дела) сделались белыми, как свет? Если есть Преображение Господне, то должно быть и преображение человеческое. Святые отцы называют его «обо΄жением». Что же это такое — обожение — и как его достичь? Это не простая наука. Вот что об этом говорят святые.

Во-первых, послушаем, что такое человеческая душа и способна ли она к обожению.

Прп.Макарий Великий: Душа — это творение умное, величественное, дивное — образ и подобие Божие, имеющее безпримерное близкое родство с Богом, наделённое всеми совершенствами, свойственными духу, и, по чрезвычайной тонкости своей, удободвижное, быстролётное, неуловимое.

Свт. Иоанн Златоуст: Душа человека так благолепна, что несравнима ни с какой природной красотой. Если было бы возможно телесными очами видеть красоту души, то никакие красоты земные не могли бы сравниться с нею. Но её можно видеть только душевными, просветлёнными очами.

Блж.Феодорит: Играющий на лире, если лира не настроена, не покажет на ней своего искусства… Так, конечно, и душе некоторые телесные болезни не позволяют выказывать своей разумной деятельности. Если поражается болезнью язык, затрудняется слово, если поражены глаза, они не видят, и если болезнь коснётся мозга, он не в состоянии бывает принять в себя душевной деятельности… Итак, благосостояние тела не составляет существа души, но при благосостоянии тела существо души обнаруживает свою мудрость.

Св.прав. Иоанн Кронштадтский: Душа наша есть, так сказать, отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее; чем меньше — тем темнее, безпокойнее. А как душа наша — сердце наше, то надобно, чтобы в нём отражалась через чувства, через благодарность всякая истина Божия, а отражения лжи вовсе не было.

Прп.Макарий Великий: Душа при общении с Духом Святым делается с Ним единым духом.

Св.Ириней Лионский: Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим.

Свт.Афанасий Великий: Он вочеловечился, чтобы мы обо΄жились.

Прп.Максим Исповедник: Сделаемся богами через Гос­пода, потому что именно для этого человек получил существование — бог и господин по природе.

Свт.Василий Великий сказал префекту Кесарии Каппадокийской, который требовал от него подчиниться императору и принять арианское учение о Троице: «Не могу поклоняться твари, будучи сам Божия тварь и имея повеление быть богом».

Св.прав. Иоанн Кронштадтский: Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божия природа человеческая одуховлена, обо΄жена, и мы поспешаем к горнему царствию, которое несть брашно и питие, но правда, мир и радость о Дусе Святе; брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит
(1 Кор.6,13).

Свт.Феофан Затворник: О том, что благодать Св.Духа, как сила во спасение, необходима для нас и что только она одна сильна содевать в нас спасение наше, почти нет спорящих. Но о том, как получается и приемлется благодать, есть спорники. Есть такие мудрецы, которые утверждают, что только уверуй, и благодать Божия тотчас войдёт и вселится в тебя. Так вот знай и твёрдо держи то убеждение и ту веру, что благодать Св.Духа не иначе подаётся и принята быть может, как чрез Таинства, самим Господом учреждённые в Церкви руками свв.апостолов.

Прп.Иоанн Дамаскин: Господь Своим рождением, или воплощением, крещением, страданием и воскресением освободил естество наше от прародительского греха, от смерти и тления; и показал в Самом Себе путь, образ и пример, чтобы и мы, последуя стопам Его, сделались по усыновлению тем же, чем Он есть по естеству, то есть сынами и наследниками Божиими, а Его сонаследниками.

Прп.Симеон Новый Богослов: Так как Ты соделался человеком, будучи Богом по естеству, неизменно и неслиянно, пребыв тем и другим, то и меня, человека по природе, сделал богом по усыновлению и по благодати Твоей чрез Духа Твоего чудным образом, как Бог, соединив разделённое.

Прп.Иустин (Попович): Человеческая личность, благодатно преображённая… постепенно формируется по Христу, пока не станет «христообразной», пока не обо΄жится.

Прп.Варсонофий Великий: Те, которые суть чада Божии, несомненно бывают и наследниками Его благости, долготерпения, кротости, человеколюбия и любви, ибо если они чада Божии, то и боги, а если боги, то и Господни, и если «Бог есть свет», то и они светила…

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): Только любовью венчается путь духовного совершенствования, ведущий к обо΄жению.

предыдущая    следующая