Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Православная миссия

ЕДИНЫЙ ФРОНТ ПРАВОСЛАВИЯ

— Есть такая неформальная религиозная организация, называется она «Межправославное совещание по вопросам исследования религии и деструктивных культов». Она была создана десять лет назад по инициативе Всекипрского родительского союза.

Так начал свой рассказ прот. Георгий Иоффе, руководитель Миссионерского отдела нашей епархии. Отец Георгий — постоянный участник Межправо­славного совещания, и сегодня он рассказывает нам о деятельности этой организации.

— С 1994 года существует Европейская федерация центров по исследованию и обмену информацией о сектантстве (ФЕКРИС). Она объединяет неправительственные организации, целью которых является защита пострадавших от злоупотреблений со стороны деструктивных культов. По своему уставу ФЕКРИС не придерживается какой-либо политической, идеологической или религиозной платформы, однако в её составе оказались религиозно ориентированные группы и специалисты, исповедующие православное христианство. Православных участников не удовлетворял подход ФЕКРИС, выраженный слоганом: «Deeds, not creeds» — то есть «Деяния, а не верования». Но для специалистов совершенно очевидно, что деструктивная практика культизма всегда связана с идеологией секты, и подход к предмету исследования должен быть выражен в виде: «Deeds and creeds».

Одной из самых активных православных организаций, участвующих в ФЕКРИС, является Всекипрский родительский союз. Его духовный руководитель — епископ Карпасийский Христофор (Циаккас) на конференцию ФЕКРИС, проходившую в 2008 г. в Никосии, пригласил большую российскую делегацию, состоявшую из религиоведов и церковных практиков, имевших определенный опыт работы с жертвами деструктивных культов. Во время этой и последующей за ней конференции, прошедшей в Петербурге, православные делегаты учредили новую неформальную организацию: Межправославную инициативную группу по изучению религий и деструктивных сект. Это Совещание активно действует вплоть до сего дня и проводит ежегодные научно-практические конференции в различных странах Европы, куда нас приглашает Поместная Православная Церковь. Мы заранее оговариваем тему встречи, готовим доклады, — а доклады эти, хочу отметить, проходят, как правило, на очень высоком уровне. Охват — практически все Патриархаты и почти все автокефальные Поместные Церкви. Каждая делегация имеет благословение своего предстоятеля, и выходит, что наше совещание охватывает практически всю православную полноту. Некоторым вопросам мы посвящаем даже не одну встречу: это может быть общий вопрос, например гуруизм — обсуждаем гуруистические культы — или глобальная проблема фундаментализма, которому были посвящены два последних совещания, — либо говорим в основном о какой-то конкретной секте, например, о сайентологии или о неохаризматическом движении. Всегда выпускается итоговый документ, который доступен в Интернете, — чтобы все могли узнать, что думают православные по поводу той или иной религиозной угрозы.

— У всех Православных Церквей одинаковые беды? Нас атакуют одни и те же разрушительные культы или в каждой стране есть свои особенности?

— В России представлен почти весь спектр деструктивных культов, но для небольшой Поместной Церкви и одна-единственная секта может стать серьёзной угрозой. Но есть и проблемы общие для всех. Например, сейчас мы можем повсюду наблюдать усиление влияния неоиндуизма. Вспомните недавний экономический форум в Петербурге, куда один наш влиятельный банковский деятель пригласил индийского гуру, чтобы тот «просветил» всех присутствующих в вопросах экономики. Вот такая у нас замечательная экономика, что без помощи индийского гуру никак не обойтись!.. Но это так, к слову…

— На ежегодные совещания каждый раз приезжают одни и те же участники?

— Да, в основном круг серьёзных экспертов невелик. И всегда присутствуют иерархи — иногда более десятка архиереев, — и они приезжают не просто потому, что им нравится нас слушать: они понимают необходимость и актуальность наших встреч. Всегда присутствует местное духовенство, принадлежащее той Поместной Церкви, где в этот раз проходит совещание. Последний раз мы собирались в Польше, и хотя там православных меньшинство, но, тем не менее, наша встреча вызвала огромный интерес. Иногда дискуссии у нас бывают очень жаркими, но в итоге в наших совместных заявлениях мы пытаемся делать очень взвешенные, а иногда и очень неблагоприятные выводы, — неблагоприятные в том числе и для нашей церковной жизни. Например, обсуждая аспекты гуруизма, мы говорим о такой беде современного Православия, как псевдостарчество (это греческий термин, у нас оно называется «младостарчество»).

— Наверное, уже выделились люди, выступления которых слушаются с особым интересом, — так сказать, лидеры Совещания?

— Разумеется. У грекоговорящих это, прежде всего, епископ Христофор (Циаккас). Также своей вдумчивой рассудительностью выделяется предстоятель автономной Церкви Крита архиепископ Ириней (Афанасиадис)… Не так давно почил мудрый болгарский иерарх, митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев). Оба эти архиерея — монахи-афониты с огромным пастырским опытом, и общение с ними даёт всем нам великую духовную пользу. От русской делегации большим авторитетом пользуется, пожалуй, самый компетентный эксперт — Александр Леонидович Дворкин, профессор Православного Свято-Тихоновского университета… И все они не просто люди, облечённые должностями и званиями, а яркие, интересные богословы, историки Церкви, пастыри, проповедники: на совещании главный принцип участия — компетентность. А говорить приходится порой на темы весьма болезненные, и вы не услышите там отвлечённых рассуждений — мы всегда говорим о том, что жизненно важно. Ведь в этой сфере всё довольно сложно. Например, одна и та же секта в течение недолгого времени может существенно изменить свою доктрину, подделываясь под запросы общественного мнения. Как это отследить? А мы пытаемся изучать все такие превращения, чтобы понимать, как правильно по-христиански помогать людям в каждом случае. Ведь мы обсуждаем не только богословскую сторону вопроса, но и пастырскую, чтобы в идеале и приходской священник мог разобраться в проблеме, связанной с сектантством.

— А сами вы, отец Георгий, о чём говорите на ваших встречах?

— Я выступал несколько раз и рассказывал о проблемах реабилитации бывших сектантов. Но более всего мне интересно принимать участие в дискуссиях. Ведь работа Совещания командная. У нас есть, конечно, ораторы — люди, которые представляют доклады, — но все вопросы обсуждаются в основном на круглых столах. Эта работа наиболее интересная, наиболее продуктивная.

— Расскажите, пожалуйста, о последнем совещании.

— Последние две встречи — 2016—2017 годов — были посвящены проблемам фундаментализма…

— Исламского?

— В том числе. Ведь само понятие «фундаментализм» возникло в протестантской среде США в начале ХХ века, а сейчас оно приобрело более широкий смысл. И мы даже в название конференции 2016 года вынесли вопрос: «Фундаментализм — верность традиции или модернизм?» И мы пришли к выводу, что это целиком и полностью модернистское явление. Те, кто пытается внедрить в жизнь Поместных Церквей фундаменталистские идеи, — это самые настоящие модернисты. Церковь — живой организм, а фундаментализм пытается превратить её в мёртвую, искусственно созданную структуру. Причём фундаментализм бывает как охранительного характера (конспирология, переписывание истории, догматизация календаря и т.п.), так и либерального (например, теория «ветвей»). Нам нужно искать царский путь, быть верными той живой традиции Церкви — Священному Преданию, которая, собственно, и сделала её из небольшой апостольской иерусалимской общины сегодняшней полнотой вселенского Православия.

— Применительно к сегодняшней русской церковной жизни — что такое фундаментализм?

— Это попытка загнать Церковь в формы, не соответствующие Преданию. Обычно модернистами часто называют «либералов», но «консерваторы-охранители» — ещё большие модернисты, особенно когда это касается вопросов псевдостарчества. «Старцы» вещают об «апостасии всей иерархии», «всеереси экуменизма», «электронном концлагере», теории заговора и т.д. Всё это для того, чтобы через мифические страшилки поработить свою паству и получить неограниченную власть над ней. Мы живём сейчас в эпоху постмодернизма, а постмодернизм —
это непрестанные смысловые подмены. Самые страшные из них касаются церковной жизни, когда служение Богу и ближнему подменяется «деятельностью», а измеряется не любовью, а «эффективностью». Когда мы принимаем эти подмены смыслов, мы обмирщаемся и Церковь превращается в какой-то общественный институт, а мы перестаём понимать себя Телом Христовым… Следует сказать и о внешних угрозах, весьма насущных для наших европейских единоверцев: о жесточайшей идеологии политкорректности, когда так называемые «меньшинства» навязывают обществу свой взгляд на проблемы, о всё большем влиянии на культуру оккультизма, нео- и псевдоиндуизма… То есть на совещаниях мы говорим о том, что у нас болит, и это важно: чтобы лечить болезнь, её надо сначала диагностировать.

— А существует ли какая-то псевдорелигиозная опасность, которая сейчас представляется наибольшей?

— Например, комплекс идей «Нью Эйдж». Это не отдельная секта, это целое мировоззрение, которое внедряют в сознание через СМИ и через то, что мы называем «оккультной средой». И отсюда же увлечение новым язычеством, ведь «Нью Эйдж» — это, по существу, язычество: он вырастал на основе отвержения традиционного христианства. Очень интересно и глубоко на совещании говорил об этом А.Л.Дворкин.

— А как простым, рядовым православным вести себя перед лицом таких опасностей?

— Мы должны понимать, что мы люди, причастные благодати. Политическая борьба, митинговые «стояния» — это ложные методы борьбы. Нам, прежде всего, надо своей собственной жизнью являть православие — показывать и веру нашу, и дела, показывать, что вера наша — это не идеология, а наша жизненная потребность, нечто необходимое нам как воздух. И это самое главное, потому что постмодернистское сознание предполагает не действие, а имитацию бурной деятельности, не жизнь по вере, а ролевую игру в православие. Нет, нам очень важно показать всем дела от нашей веры — тогда и в мире, окружающем нас, будет что-то меняться.

— Когда состоится следующее совещание?

— Оно бывает ежегодно, обычно осенью. Пока тема ещё не определена, не определена и страна сбора… Мы собирались в Польше, в Сербии, в Болгарии, в Греции, на Кипре, дважды в России… Во всяком случае, Миссионерский отдел всегда будет рад познакомить читателей «Православного Санкт-Петербурга» с итогами наших встреч — надеемся, что таким образом мы принесём пользу всем петербургским церковным людям.

Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая