Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4 июня — 11 июля — Петров пост

«КТО ПОСТИТСЯ, ТОТ С ДОБРЫМ ДУХОМ МОЛИТСЯ»

Эти слова принадлежат свт.Иоанну Златоусту. Попробуем и мы так поститься, благо Петров пост уже начался 4 июня — на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а закончится 11 июля. В 2018 году Петров пост длится восемь недель.

Но почему наряду с Успенским, Рождественским и Великим постами понадобился ещё летний пост и какое отношение к нему имеет апостол? Почему возникла необходимость после Великого поста и Светлого Христова Воскресения снова поститься? В III веке от Рождества Христова, когда встречается первое упоминание об этом посте, он считался постом-возмещением. То есть те, кто по какой-либо причине — по болезни или находясь в путешествии — не смог поститься перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда (от Пасхи к Троице)». А так как христианам всегда была свойственна соборность, то многие из тех, кто и не нарушал Великого поста, постились также в эти дни вместе с опоздавшими.

Что касается апостола Петра — ближайшего ученика Иисуса Христа, — то именно он имел честь присутствовать на горе Фавор и увидеть Преображение Господне; именно он первый провозглашает Христа Сыном Бога Живого; именно Пётр после Воскресения Спасителя ревностно проповедует Его учение, возглавляет первую христианскую общину. А историк Евсевий Кесарийский в своей церковной истории рассказывает об учениках св.евангелиста Марка, что они принимали пищу только к вечеру, а мяса и вина совсем не употребляли. Значит, ещё святые апостолы установили различие в пище. «Сама природа внушает необходимость воздержания и поста для телесного здоровья и обновления сил, ослабляемых безпрерывною деятельностью. Так для сообщения деревьям и злакам новой растительной силы, природа поражает их на севере морозом, а в южных странах иссушает зноем до корня всякую растительность, обращая по временам поверхность земли как бы в мёртвую пустыню. Многие звери и пресмыкающиеся для восстановления своих жизненных сил, удаляясь в пещеры и норы, перестают питаться пищею в течение довольно продолжительного времени. Этот урок природы мог бы всякого убедить в благотворности постов, установленных Святой Церковью, тем более что ежедневные опыты доказывают, сколь пагубно для здоровья безпрерывное употребление одной скоромной пищи», — писал Анатолий, архиепископ Могилевский.

Вспоминается прочитанная некогда притча: «Один молодой послушник переселился в келью старца, чтобы вместе молиться и строго держать пост. Однажды во время поста, когда старец ненадолго отлучился, послушник не выдержал: взял яйцо, положил его на кольцо старинного амбарного ключа и стал поджаривать его на свечке. Неожиданно возвратившийся старец застал послушника за этим занятием. «Что ты там делаешь?» — удивился он. — «Да вот, отче, лукавый подбил меня испечь яичко», — ответил ученик. Вдруг из угла кельи раздался громкий голос: «Не верь ему, отче! Я сам у него учусь!»

Чему нас учит эта притча? Она ещё раз напоминает нам слова Евангелия: «…когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.6,16). Не на показуху ведь постимся, но в подражание Самому Спасителю и апостолам, а также для воспитания воли. Лишь человек с сильной волей может побороть в себе тернии зла, пренебречь своими эгоистическими желаниями ради служения Богу и ближнему. Какую волю должны были иметь первые мученики, чтобы пройти через все искушения и отдать свою жизнь за Христа! Ведь одно лишь слово отречения могло остановить их мучителей. Многие святые раздавали всё своё богатство неимущим, а святые безсребреники безвозмездно помогали всем нуждающимся, хотя сами жили в нищете. В посте человек учится подчинять свои телесные потребности своему духу. Пост не тягостная повинность, которую надо перетерпеть «за послушание», а счастливая возможность изменения, преображения собственной жизни.

И если вас спросят родные, друзья или знакомые, для чего вы поститесь, зачем так мучаете себя, — отвечайте, как отвечал в таких случаях блаженный Августин: «Бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою».

Хорошо, но что же можно употреблять в пищу во время Петрова поста? На дворе лето и немало уже фруктов и овощей нового урожая вызрело. Кроме того, во все дни Петрова поста — кроме среды и пятницы — можно вкушать рыбу. Рыбу едят также в день престольного праздника (если он попадает на Петров пост) и в праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля), на какой бы день недели они ни приходились. В старину в честь этих праздников готовили рыбники — рыбные пироги. Особенностью их является то, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекалась в тесте целиком. А уха! А селёдочка с картошечкой!.. А морепродукты и бобовые! А первые грибы! Но наиболее используемый продукт в Петров пост всё-таки зелень, ибо он совпадает с жарким временем года, когда мясо, жирная пища плохо усваивается. Иное дело — зелёные постные щи, холодная постная окрошка или ботвинья, всевозможные салаты.

Для особо ревностных христиан и монахов остаётся запрет на растительное масло по понедельникам, средам и пятницам. Впрочем, жиры в огромных количествах содержатся в продуктах, которые можно употреблять, — в маслинах (оливках), авокадо, кокосах и любых орехах и семечках. Естественно, маслины должны быть настоящими: крупными и маслянистыми, авокадо — мягкими, а кокосы — свежими. Оливки идеальны для внесения вкусового акцента и дополнительных жиров в салаты из зелени.

Но святитель Василий Великий предупреждал: «Ошибается тот, кто полагает пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления...»

Подготовила Дарья НИКОЛИНА

предыдущая    следующая