Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Русская словесность

В ЛЕСАХ И НА ГОРАХ РУССКОГО ДУХА

Среди всевозможных литературно-русофобских юбилеев 2018 года как-то забылся ещё один литературный юбилей: 200 лет писателю П.И.Мельникову-Печерскому (1818—1883). Имя Павла Ивановича у всех на слуху, и главную книгу его жизни, дилогию «В лесах» и «На горах», многие знают, — но многие ли её читали?

Нет, я понимаю: современному человеку даже со стороны страшно смотреть на эти четыре объёмистых тома (эдакую удвоенную «Войну и мир»!). Каюсь, и сам я очень долго от них шарахался: жизнь так коротка, зачем тратить её на чтение третьеразрядных русских литераторов, в особенности если эти литераторы творили как бы назло Чехову с его избитой мудростью («Краткость — сестра таланта»)?

Что же всё-таки подвигло меня на знакомство с дилогией Мельникова-Печерского? Иллюстрации Ильи Глазунова к этой книге! Кажется, именно эти-то иллюстрации (наряду с теми, что относятся к романам Достоевского) есть лучшее, что создал Глазунов за всю свою жизнь. Я смотрел на них, смотрел и в конце концов решил, что такие чудесные творения никак не могут быть вдохновлены бездарной, унылой прозой. Видимо, что-то всё-таки есть в романах Мельникова-Печерского!

Прочитал. Единым махом одолел все эти чудовищные тома, — одолел и пожалел, что автор не написал вдвое больше!

Я не хочу сейчас превращать эту краткую записку в обстоятельный биографический очерк. Кто прочтёт книгу — тот, несомненно, захочет узнать об авторе (а с Интернетом сделать это легко!); те же, кто не прочтёт, — тем и знать ни к чему.

Нет, вы книгу сперва прочтите! Киньтесь в неё, как в бурное море, зажмурив глаза, задержав дыхание, — и мощная волна чудной русской прозы подхватит вас и мигом перенесёт на другой берег, от начала романа к финалу, — вы и не заметите долгого пути!

Что ещё сказать о славной дилогии? В первую очередь, её следует читать православным. Нецерковный человек просто не в состоянии её оценить — так много в книге уделяется внимания вопросам веры, в такие тонкости входит мудрый автор, такие любопытнейшие (для верующих любопытнейшие!) подробности подмечает! Сразу оговорюсь, что о собственно православных в книге нет почти ни слова. Мельников-Печерский в романе «В лесах» пишет о староверах (а они и сами в ту пору не называли себя православными), а в романе «На горах» —
о секте хлыстов, широко распространённой в России
XIX века.

И до чего же это интересно — сравнить нашу веру, «новую», «никонианскую», с той, «старой», «древлей»! Как по-новому видишь всё наше русское церковное сообщество, как многое становится ясно, — так ясно, словно пелена с глаз упала!

Нет, Павел Иванович нисколько не идеализирует староверов. И это правильно: в великом русском расколе были равно виноваты обе стороны — и никониане, и хранители обряда, и возвеличивать одних, уничижая других, было бы по меньшей мере не исторично, нечестно, не полезно. Обе стороны страдали чёрной гордыней, обе не слишком хорошо владели богословием — на этом и сыграл враг рода человеческого. Никому из русских от раскола не стало лучше, и никто лучше не стал. Впрочем, здесь не место для исторических выкладок, вернёмся лучше к роману «В лесах». И скажем, что его автор хоть и не любуется старой верой, но самими староверами — могучими, красивыми русскими людьми — любуется до самозабвения. Других таких героев вы встретите разве что в былинах, в народных песнях, в преданиях; во всяком случае, у писателей нашего «первого эшелона» вы таких героев не встретите: это вам не Онегин с Печориным, не Рудин и не Чичиков. Эти герои куда ближе к Тарасу Бульбе, к простодушному силачу Пьеру Безухову да к огненному Раскольникову. Глубоко русскую красоту героев Мельникова-Печерского отлично ухватил всё тот же Глазунов: взгляните на его иллюстрации, и вы полюбите этих персонажей ещё прежде чтения романа.

Каково содержание книги? Это почти приключенческий роман: любовь, измены, погони, интриги, тайны, убийства… Повествование, надо сказать, не отличается стройностью: порою автор бросает одну линию, не доведя её до конца, увлекается новым сюжетом — придирчивому эстету тут есть от чего поморщиться. А зато тому читателю, кто зрит в корень, есть чем полюбоваться, есть чем восхититься и есть над чем крепко задуматься. Интересные мысли появляются в процессе чтения… Например, такая мысль: русское старообрядчество с его повышенным вниманием к форме, внешней стороне, обряду, образу действия порою удивительно напоминает язычество с его магией, с его дотошным следованием правилу… Быть может, само явление староверия как раз и было возвратом к язычеству, слегка прикрытому христианской риторикой?.. Во всяком случае, сам П.И.Мельников-Печерский, который, как известно, старообрядческое сообщество знал отнюдь не понаслышке, именно к такому мнению и склонялся.

А второй роман — «На горах», в котором подробно исследуется хлыстовство? Он в чём-то ещё любопытнее первого. И то сказать: хлыстовство — явление загадочное, сатанински-мрачное и, к сожалению, весьма могучее. Сколько раз представители этой чёрной секты прорывались во власть, сколько раз стояли у самого трона?.. Их по­чти невозможно поймать за руку, потому что ложь — их главное правило, они всегда отбрехаются, выкрутятся, спрячутся за спину высоких покровителей. Считается, что с сектой хлыстов окончательно разделалась только советская власть. Ой ли? А почему тогда то тут, то там в нашем нынешнем православном сообществе явно слышится их голос, их особенные словечки, отчётливо видны их приёмы, их образ действия? Быть может, вы найдёте ответы на эти вопросы, прочитав роман «На горах»?

Ведь странно же, что о дилогии П.И.Мельникова-Печерского не принято говорить в среде «интеллектуалов». Превозносят — и не зря! — Николая Лескова. Но книга Мельникова-Печерского лучше многих лесковских романов. Странно, что никто ни разу не попытался экранизировать эту увлекательнейшую книгу. Вот роман Крестовского «Петербургские трущобы» дождался же очень неплохой экранизации, а из мельниковской дилогии мог бы получиться сериал куда увлекательнее и глубже. Надеюсь, когда-нибудь дойдут наши киношники и до этой замечательной книги, да, видно, не раньше, чем российское кино станет русским.

Но читать-то её нам никто пока не запретил, а потому пользуйтесь возможностью, преодолевайте страх перед многотомным колоссом и помните, что есть такие книги, которые русскому человеку не знать стыдно, — «В лесах» и «На горах» именно к таким книгам и относится!

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая