Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Разговоры со святыми

ВОЗНЕСЕНИЕ. ИНТЕРВЬЮ СО СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОМ

Фаддей (Успенский) (1872—1937) — архиепископ Тверской (Калининский) и Кашинский. В годы Гражданской войны, когда на Украине хозяйничали националисты, он отказался вступать в переписку с её представителями на украинском языке, несмотря на угрозы высылки из Украины. Вёл крайне скромный образ жизни, ходил в старенькой залатанной рясе, в стареньких чинёных сапогах, имел одно облачение и одну митру. Противодействовал «обновленческому» движению. Патриарх Тихон сказал о нём так: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей — святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное». По воспоминаниям, службы совершал долго, литургию — с 10 до 3 часов дня(!). Большевиками в тюрьме был помещён вместе с уголовниками, которые его унижали, ему приходилось спать под нарами. Однажды ночью Богоматерь явилась главарю уголовников и грозно сказала ему: «Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибнете». Заглянув под нары, они увидели, что оттуда изливается ослепительный свет, и в ужасе отшатнулись, прося у святителя прощения. Через десять дней после ареста был приговорён к расстрелу. Весной 1938 г. верующие тайно вскрыли могилу и переложили его тело в простой гроб. 26 октября 1993 г. были обретены его честные мощи, которые находятся ныне в Вознесенском соборе города Твери. В 1997 г. Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых как новомученик.

Сегодня святитель Фаддей (Успенский) отвечает на наши вопросы о Вознесении Господнем.

— Почему Господь не остался на земле? Быть может, тогда люди скорее пришли бы к Богу?

— Не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо вовеки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нём Христа. Мир, ненавидя Христа, мог снова и снова осуждать Его на смерть. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправды, которую и должен был обличить Дух Святой, пришедший в мир (Ин.16,8—10).

— Почему же люди, даже праведники, не возносятся на небеса с телом? Только два человека за всю историю человечества — праведный Енох и пророк Илия — удостоились этого… А как же остальные святые?

— Грех, содеянный человеком, внёс тление смерти, сделал невозможным вечное блаженство человека на земле. Тело, восприявшее семя тления, должно было разрушиться, умереть, потому что «тление не наследует нетления» (1Кор.15,50). Самый грех, бывший жалом смерти, ее источником, не мог уничтожиться без разрушения тленного тела, т.к. душа падшего человека как бы вся растворилась в плоти и плоть сделалась седалищем греха. И земля через грех человека стала жилищем тления, прилепив к себе сердце человека страстями, ею возбуждаемыми, а потому «земля и все дела на ней» должны некогда сгореть, стихии — растаять, разрушиться, чтобы явились новое небо и новая земля (2Пет.3,10—13), жилище праведных. Сначала должен был оторваться от пристрастий земных дух человека, потому что в нём начало греха. Должно было возвыситься к Богу и сердце. Когда же будет уничтожен грех, тогда и тело может стать нетленным и духовным, способным к обитанию на небе.

— Но разве, оставшись на земле, Господь не был бы ближе всем ищущим Его?

— На небе через Своё Вознесение приготовил место человеку Христос. Говорил Он, что у Отца Его «обителей много» и что «лучше» Ему пойти и приготовить там место верующим и любящим Его, чтобы и они были там, где Он (Ин.14,2—3; 16,7). Для отрешения человека от страстей земных и введения в горние обители претерпел Господь смерть, Воскрес и Вознёсся на небо. По Вознесении Его дело спасения человека продолжает совершать Дух Святый, посланный Им в мир, очищающий от греха, дарующий жизнь духовную человеку.

— У евангелиста Луки сказано: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк.24,50—52). Чему же радовались апостолы, если Господь удалился от них?

— Пребывая сначала с людьми во плоти, чтобы ввести их в общение с Богом, начальное, видимое, Христос по Воскресении является ученикам лишь по временам, и в теле, уже одухотворённом, как бы устраивая переход от видимого общения к духовному. По Вознесении же Он вводит людей в духовное общение с Собой во Святом Духе. Вот тайна радости святых апостолов после Вознесения Господа, причина, по которой скорбь разлучения с Господом превратилась в великую радость вечного духовного общения с Ним в Святом Духе. Через веру эта радость входит в сердца любящих Христа, как вошла в сердца апостолов. Прославим же Христа, обещавшего и по Вознесении пребывать с нами до скончания века, продолжающего нас видеть, слышать, являть себя различным образом, оставляя ощутительные, осязаемые следы своего невидимого пребывания в нашей жизни, творя всё новое в ней (Откр.21,5).

предыдущая    следующая