Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

«И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА»

Священное Писание говорит о «шестидневном» творении, то есть о возникновении и становлении мира в последовательном шести-ступенчатом его восхождении от низших форм к высшим, кончая человеком. Свидетельствует ли это об эволюционном развитии мира? На этот и другие вопросы отвечает известный русский православный богослов профессор Алексей Ильич ОСИПОВ.

Сама по себе шестидневность творения не является достаточным доказательством эволюционного характера развития мира, хотя многие западные богословы на этом-то и настаивают. Ибо данные шесть «дней» можно рассматривать и как временные периоды, и как вневременные акты последовательного творения Богом новых видов бытия. Христианская вера в творение мира Богом не снимает вопроса о характере происхождения мира — креационном (всё существующее является результатом творческого акта Бога) или эволюционном (мир развивался из первоматерии по данным ему Богом законам). Признание Бога Творца не исключает эволюционного развития мира при условии, что Бог является его движущей силой. И некоторые святые отцы допускали такую мысль. Например, в беседе с Мотовиловым прп.Серафим Саровский говорит: «Господь не одну плоть Адамову создал от земли, но вместе с ней и душу, и дух человеческий: но до этого мгновения, когда Бог вдунул в него дыхание жизни, Адам был подобен прочим животным». Подобную же мысль высказал и свт.Феофан Затворник: было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой — и из животного стал человек.

Однако совершенно другой характер приобретает идея эволюции, если исключает творческое действие Бога и рассматривает существование мира и всё многообразие форм жизни как результат саморазвития вечной материи. В этом случае данная идея оказывается не более чем мечтой, очень далёкой от научной теории. Можно указать на несколько серьёзных научных фактов, которые не вписываются в понимание биологической эволюции.

Первый факт: в огромном перечне законов, открытых учёными на протяжении всей истории человечества, вы не найдёте такого закона, что неживое может организоваться и стать живым. Нет закона, по которому бы атом, молекула сцеплялись друг с другом и могли создать живую клетку, тем более породить разум. Нет такого закона! Наука разводит руками. Так как же мы можем рассуждать о научности этой теории? Канадский профессор биолог М.Рьюз (кстати, агностик по своим убеждениям), говоря об идее так называемого естественного возникновения человеческого разума путём эволюции, писал следующее: «Однако биологическая теория и экспериментальная практика решительно свидетельствуют против этого. В современной теоретической биологии нет ничего такого, что позволяло бы допустить неотвратимую неизбежность возникновения разума». Это одна из мыслей современных учёных, но её стоит запомнить. Нет закона о превращении неживого в живое. Следовательно, все наши утверждения об этом носят характер желания. Желаемое выдаём за действительное. В науке это один из самых опасных шагов.

Второй факт: вероятность возникновения жизни из случайного сцепления молекул ничтожно мала и равна, по некоторым расчётам, 10-255, из чего, по словам американского ученого Кастлера, «вытекает фактическая невозможность появления жизни», «предположение о том, что живая структура могла бы возникнуть в одном акте вследствие случайного соединения молекул, следует отвергнуть». Скажу, что под этим подписались почти все учёные.

Другой американский биолог, Бен Хобринк, приводит такое сравнение: «Вероятность того, что клетка возникнет самопроизвольно, по меньшей мере равна вероятности того, что какая-нибудь обезьяна 400 раз напечатает полный текст Библии без единой ошибки!» Мне очень нравится это сравнение. Ибо ни одна машинистка не сможет этого сделать, а тут — обезьяна.

Нужны ещё аргументы? Хорошо.

Третий факт. Главный тезис эволюционной теории, так, как её представил ещё небезызвестный Чарльз Дарвин, — что из одного вида могут возникать другие виды (происходит ли это постепенно или скачкообразно), — не выдерживает никакой критики. По крайней мере в отношении высокоорганизованных форм жизни, особенно в отношении человека.

Когда мы говорим о низших формах, мы вступаем в такой мрак, когда ничего не видно и можно говорить всё что угодно. Но в отношении высших форм и человека этот фокус не проходит. Мне очень нравится высказывание профессора протоиерея Василия Зеньковского, который серьёзно занимался этим вопросом и ещё в середине XX столетия писал: «НЕ менее важно крушение идеи непрерывности в биологии, в проблемах развития одних видов животных из других. Сначала, после работ Дарвина, идея непрерывности имела огромный успех. Но более внимательное изучение фактов показало, что построить генеалогическое древо в развитии «видов» животных одних из других невозможно: целые группы видов оказываются никак не связаны с другими».

Кстати, сам Ч.Дарвин, когда он писал свою работу о происхождении видов, надеялся, что его теория вскоре будет подтверждена археологическими раскопками. Он ждал, что там, под слоем земли, будут найдены все промежуточные стадии происхождения одного вида из другого. С тех пор археология проделала колоссальную работу... с печальным исходом — не нашла переходных форм. Был найден лишь знаменитый «пилтдаунский человек» — одна из самых известных мистификаций XX века. 30 лет эта подделка морочила голову всем учёным мира, пока наконец кто-то не воскликнул: «Простите, но тут к черепу человека приставили челюсть обезьяны!» На деле же до сих пор антропологии удалось установить лишь приблизительное время возникновения человека (40—50 тысяч лет тому назад). Но как он возник и являлся ли кто его биологическим предком, антропология ответа не даёт, для неё это остаётся неразрешимой загадкой.

Четвёртый факт. Само понятие жизни до настоящего времени выходит за границы научного знания. Жизнь, оказывается, — это не особое соединение определённых материальных элементов, а нечто принципиально иное. Тем более остаётся тайной вопрос о природе сознания и личности человека.

Но для православного богословия принципиально неизменным остаётся одно — что Творцом и Законодателем всего бытия мира является Бог. При этом как Он его приводил к бытию: творил по «дням» сразу в завершённом виде целые пласты бытия или производил их постепенно в течение «дней» от низших форм к высшим из воды и земли (см. Быт.1,20—24) силою заложенных Им в природу законов, — не имеет никакого значения в плане искупления и спасения человека. Ибо если «где хочет Бог, побеждаются естества законы», то тем более сами «законы естества» Он творит такими, какими хочет. Поэтому возможное открытие естествознанием законов возникновения и развития жизни не может подорвать христианское мировоззрение.

В вопросе происхождения мира христианство является глубоко оправданным по своей логике мировоззрением, исключающим слепую веру в чудо саморазвития Вселенной, самовозникновения жизни, самопоявления разума и тому подобных «чудес». Христианство говорит о разумной Причине бытия этого прекрасного мира: «В начале сотворил Бог небо и землю... И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое... И создал Бог зверей земных... И сотворил Бог человека по образу Своему...» (см. Быт.1,1—31).

Записала Дарья ЕГОРОВА на прошедшей в СКК Православной выставке-ярмарке (28 марта — 2 апреля 2017 г.)

предыдущая    следующая