Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О братьях меньших

БЛАЖЕН, ИЖЕ И СКОТЫ МИЛУЕТ

Животные хотя и не предавали Бога, но последовали вслед за согрешившим Адамом, изгнанным из рая. Как оценил это человек? Во все времена голос человека, голос рассудка противостоял рычанию льва и мычанию быка. Человек вёл войну против льва и быка и наконец выиграл эту войну. Сегодня православный философ Татьяна Горичева размышляет о месте в нашей жизни животных.

Животные в Ветхом Завете

Животные в Ветхом Завете наделены и собственным достоинством, и собственными правами. Крестьянам не свойственно сентиментальничать. Животные — их соработники и уважаются ими, потому что нужны. Поэтому в священный субботний день не трудится не только человек, но отдыхает и вся тварь: «Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх.20,10). Степень совершенства общественного устройства всегда определялась тем, как в обществе относятся к самым слабым и незащищенным его членам: беднякам, сиротам, вдовам, а также домашним животным. В Притчах Соломоновых сказано: праведник — «иже и скоты милует».

В Ветхом Завете мы найдём много наставлений и законов, в которых выражена забота о животных. Например: «Не заграждай рта волу, когда он молотит»; «Правда Твоя — как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс.35,7); «Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери селныя, ждут онагры в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают: от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли... Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, их же еси насадил: тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводителствует ими. Горы высокие еленем, камень прибежище заяцем… Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии. Скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут… Сие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими: тамо корабли преплавают, змий сей, егоже со­здал еси ругатися ему. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время» (Пс.103, 10–27). Этот псалом — гимн Божьему милосердию, которое распространяется на древа Господня, кедры ливанские, на них гнездятся птицы, утёсы — убежище зайцам…

Библия помогает нам возвратиться к реальности живого, живота, животного. Её метафоры говорят о том, какими серьёзными были отношения между человеком и зверем. Восхваляя человека, Священное Писание постоянно сравнивает его с животными. О мужественном: «…самый храбрый, у которого сердце, как сердце львиное…» (2Цар.17,10); или: «Крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли…» (Втор.33,17). О свободолюбивом: «Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру, которому степь Я назначил домом и солончаки — жилищем? Он посмевается городскому многолюдству и не слышит криков погонщика…» (Иов.39,5–7).

Интересно, что в Древнем Израиле детям нередко давали «звериные» имена. Некоторые из них употребляются и по сей день: Дебора — пчела, Иона — голубь, Рахиль — овечка.

Посланцы рая

В 11-й главе пророчеств Исаии мы находим описание рая, перенесённое в будущее, ибо цель человека — всеобщее единение, воссоединение со всей тварью. Обо΄жение человека означает возврат к райскому миру, но уже на новой земле и на новом небе: «Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис.11,6–8).

Исследователи этого текста заметили, что звериный мир наступит как преодоление любой вражды, причём хищники сделают первый шаг к этому примирению. Жить вместе, гостить и «возлежать» — это инициатива не слабых, а сильных: барс придёт к козлёнку, молодой лев — к телёнку. Но что же сделал самый сильный из всех — человек? Через грехопадение он разрушил гармонию рая и разорвал все связи. Адам и Ева отошли от Бога, порвали с животными и стихиями. Животные же — не добровольно — также стали врагами друг другу. Наступили «перевёрнутые отношения».

Пророк Исаия пророчествует о задаче человека, созданного по образу и подобию Божию. Человек, как самый сильный, должен не разрушать, грабить и бездумно потреблять, а преобразовывать. Приходить первым к безвинно страдающей твари.

В допотопные времена не ели мяса. Лишь после потопа Бог снизошёл до человеческих слабостей и разрешил есть мясо животных. И благословил Бог Ноя и его сыновей: «…всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё…» (Быт.9,3).

Осёл, воспетый Господом

Есть ли более презираемое животное, чем осёл? В символическом средневековом круге, где семь смертных грехов изображались символами различных животных, ослу соответствовала лень. Изображённый в Шартрском соборе осёл олицетворяет собой самодовольное невежество. И вместе с тем в 49-й главе книги Бытие, где Иуда сравнивается с молодым львом, ни в коей мере не уступающий ему Иссахар сравнивается с ослом крепким.

Особая роль в Библии приписывается ослице, которая заговорила: «Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошёл с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошёл, и стал Ангел Гос­подень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнажённым мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить её на дорогу. И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Гос­подня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить её. Ангел Господень опять перешёл, и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьёшь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил с начала до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобою?» (Чис.22,21–30).

Этот замечательный текст говорит о едином пути человека и животного. Человек, находящийся на спине ослицы, — знак того, что всадник должен быть внимательным к незаметным для него вещам. Животное же сразу узнаёт Ангела (только ангелы и животные были рядом с Христом в пустыне). Ослица видит и знает то, о чём не подозревает человеческий рассудок. И не случайно животное, которое нередко видит нечто более высокое, чем человек, задает Валааму вопрос: «За что ты бьёшь меня?»

Этот вопрос мы читаем и по сей день в глазах всей истязаемой твари, но человек предпочитает не заглядывать в эти глаза и вырывать язык животного, мучая его в «научных» целях.

Устами ослицы говорил с непослушным пророком сам Бог.

Господь возвысил осла ещё больше: именно на осле отправилась Божья Матерь в Вифлеем, туда, где должен был родиться Её Ребёнок, и на осле они все вместе бежали в Египет.

И не на «белом коне» въезжает в Вербное Воскресение Господь в Иерусалим, но на осле, следуя предсказаниям пророка Захарии.

Овцы и пастырь

Господь Иисус Христос — пастырь добрый. «Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу» (Лк.15,1–6). Так же и у Матфея.

Притча о заблудшей овце связана с тремя источниками из Ветхого Завета: «Господь — Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего» (Пс.22,1–3); «Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис.40,11); «…и что вы — овцы Мои, овцы паствы Моей; вы — человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог» (Иез.34,31).

Вспомним, что во время Рождества первыми приветствовали Божественного Младенца самые знатные и богатые люди земли — волхвы, а также самые бедные — пастухи, окружённые ещё более обездоленными и безпомощными существами — овцами.

Изображение Христа в виде Пастыря мы находим уже во II веке на стенах римских катакомб (катакомбы Присциллы). Имеются также и скульптурные изображения на саркофагах.

Животное — это Друг и Другой. В мире исчезновения жизни звери просты и безконечно благодарят Бога за одно только то, что живут. Поэтому, как сказал прав.Иоанн Кронштадтский: «Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на безсловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостию Господа, для того чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радости бытия».

предыдущая    следующая