Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Практический Закон Божий

НАС ВЕНЧАЛИ НЕ В ЦЕРКВИ

Какая разница между брачной жизнью, благословлённой святым церковным таинством, и браком, заключённым в органах ЗАГСа? Почему в последние времена люди пренебрегают таинством Венчания?

Этот вопрос похож на вопросы о том, какова разница между крещёным и некрещёным человеком; между христианином и язычником; между верующим и атеистом... Ответ на все эти затруднения прост и краток: разница такая же, как между мертворождённым и живорождённым ребёнком. Брачная жизнь с церковным благословением дарит возможность супругам жить по учению и в соответствии со своей верой и Церковью, возрастая духовно и морально в правах христиан, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4,13); а те, которые живут в гражданском «браке» и с Церковью не имеют никакой связи, не могут этого достигнуть, поскольку такие «супруги» либо духовно не рождены, либо, отказываясь от благодатных условий нормальной духовной жизни, чахнут и духовно умирают. Их «брак» основывается только на телесной связи, без действия источника благодати — Духа Святого, который доступен только в Церкви и через Церковь.

Брак есть единство мужа и жены. Единство, которое основано на том, что Бог сотворил мужчину и женщину по образу Своему, по образу Божию, чтобы человек, как муж и жена, имел в себе соборность любви. Посему «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт.2,24). Совместная жизнь мужа и жены только тогда становится брачным единением, когда благословляется Богом, и только тогда устанавливается святое соборное единство, которое только смерть способна разрушить (и то, что равносильно смерти, — прелюбодеяние и неверность). Такое понимание брака уподобляет его Церкви, как свидетельствует об этом ап.Павел. Сам Господь Иисус Христос Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской благословил брак, показывая тем самым, что сей образ семейной жизни подобен союзу Христа и Церкви.

Брак имеет два аспекта: видимый и невидимый. Первый заключается в действительном, конкретном проживании мужа и жены совместно. Этот аспект имеет свои моральные, материальные, правовые и другие нормы. В сём случае брак подпадает под юрисдикцию государства. Другой аспект заключается в невидимом благословении Божием. Отсюда не всякое единство мужа и жены, хотя и признанное государством, есть брачное единство. Сегодня, к сожалению, немало крещёных людей живут в так называемом гражданском браке. Внешне совместное проживание мужа и жены выглядит как церковный брак. Чтобы развеять недоумение и точно определиться в том, что есть блуд, а что есть брак, свт.Василий Великий посвятил этому вопросу 26-е правило: «Блуд не есть брак и даже не его начало; поэтому лучше пусть разлучатся те, которые соединились через блуд. Но если всё-таки они хотят оставаться вместе, то пусть будут наказаны за блудодеяние и больше не разделяются, чтобы не произошло чего-либо худшего». В блудном грехе следует покаяться, а наказание определено свт.Василием Великим в 22-м правиле: «Церковь не принимает в Литургийное общение (Тела и Крови Господних) кого-либо, находящегося в состоянии блуда».

Так почему же в последние времена люди пренебрегают этим святым таинством? По маловерию. Многие в своё время из-за страха перед коммунистическим режимом не освятили свой союз. По причине пассивности многих священников. Из угождения духу времени, а не Духу Божиему. Единственно верное заключение: все православные христиане, находящиеся в состоянии безблагодатного и неблагословенного гражданского «брака», должны отказаться от всяких заблуждений, суеты и ложного стыда (будто бы им зазорно перед детьми и т.д.) и освятить свою «брачную» жизнь Божиим и Церковным благословением. Ничего не поздно в этом теле и на этом свете. Вот на том свете ничего уже нельзя будет поправить. Мир вам и благословение от Господа.

Епископ Рашско-Призренский и Косово-Метохийский Артемий

предыдущая    следующая