Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

15 февраля — Сретение Господне

ДОЛГАЯ ДОРОГА К БОГУ

Когда родившийся Богомладенец после сорока дней принесён был в храм Его Пречистой Матерью и Иосифом Обручником, св.старец Симеон, познавший свыше, что это и есть обетованный Мессия, с благоговением принял на руки Богомладенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему…» (Лк.2,29). В наше время мы встречаем Господа нашего Иисуса Христа во время литургии, когда появляются в открытых царских вратах Святые Тайны Тела и Крови Христовой и хор поёт: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». Но первая встреча с Богом у каждого человека происходит по-своему.

Комендант «Обители Веры и Милосердия» при храме прп.Серафима Саровского в пос.Песочный Андрей Валентинович ПЕТУХОВ считает, что у него это случилось, когда он был уже взрослым. На самом деле произошло это гораздо раньше...

— Весёлый Посёлок, в котором я рос, — вспоминает Андрей Валентинович, — лютое было место: дети боялись даже с мамами здесь ходить. Ватаги подростков отнимали деньги, издевались над пьяненькими мужичками, кого-то били для куража, ездили в Лавру, обкрадывали там финских туристов. И я во всём этом участвовал. Лет в девять я уже знал все подвалы-притоны. Чем бы всё закончилось — вопрос, но на лето меня, слава Богу, отправляли к родственникам в Псковскую область. Там я познакомился с верующими бабушками, которые на вид казались очень суровыми: одеты в тёмное, на головах платки, сами подтянутые, как солдаты, а лица — светлые, глаза — добрые, сердца — любвеобильные. Они меня всё «некрещёником» звали. И так это жалостливо звучало... Там вообще жизнь была другая: чистые деревенские люди, в домах иконы, ладаном пахнет. Именно там я в 12 лет впервые увидел иконы, узнал, что есть Бог. Мы, ребятня, помогали старушкам — воды принести, с сеном управиться, а они нас в избу зазовут, угостят хлебом, черникой с молоком. И я видел, как они крестятся на иконы, шепчут слова чудные...

Это и было его первое соприкосновение с Богом, иначе как понимать то, что произошло в его жизни дальше?

— А дальше один добрый человек привёл меня в железнодорожный техникум. Это было благодеянием, — тихо вздыхает Андрей Валентинович. — Какие там были учителя! — старой закалки, они знали и любили русскую литературу, историю и щедро делились с нами своими знаниями. Там в мою душу стали проникать первые лучики светлого и доброго начала. Потом была служба на Тихоокеанском флоте, которая заставила задуматься о Боге. Не зря в народе говорят: «Кто в море не бывал, тот досыта Богу не молился». Случались у нас на корабле дела странные, вгонявшие безстрашных морячков в суеверный ужас В первом же порту бросились мы на поиски православного храма, чтобы взять святой воды и купить икону. Но ни одного храма в том приморском городе не оказалось... Чуть позже прислали нам с оказией и воду святую, и икону Свт.Николая Чудотворца аж из Владимирской области. Образ святого угодника повесили в кают-компании, и даже у замполита не хватило духу потребовать, чтобы икону убрали, даже взирал на неё с уважением. И безобразия бесовские прекратились...»

Вернувшись со службы, Андрей объявил родным, что решил принять Крещение. В день памяти равноапостольной Нины он, младшая сестрёнка и отец отправились втроём в храм св.князя Александра Невского в пос.Парголово. Втроём и крещение приняли.

«Крещение-то я принял, но на бого­служения не ходил. Крестился же — чего ещё? Меня более занимало, как жизнь устраивать, деньги зарабатывать. Организовали с друзьями пункт приёма цветных металлов и шиномонтаж. Но Господь не оставляет чад Своих. Как-то к нам заглянул спившийся художник, поговорили по душам, и он пригласил меня в гости, показал свои картины, подарил большое железное Распятие и душеполезные поучения аввы Дорофея. Едва я одолел поучения старца, мой помощник принёс тоненькую книжечку — Евангелие. Как я его читал! Почти ничего не понимал, но оторваться не мог, просто изголодавшаяся душа впитывала текст, как губка. Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки... когда дошёл до Евангелия от Иоанна, в голове начало что-то проясняться. Я призадумался: кем вырастет мой ребёнок, если я буду жить так, как жил до сих пор? Стало страшно. И вот в пять часов утра я помчался в Серафимовский храм в Песочном. Приехал, а храм закрыт. Но мне-то надо внутрь попасть! Стал я колотить в дверь ногами. На шум прибежали братья (у о.Игоря тогда братство было), объяснили, что прийти надо в пятницу, когда батюшка будет принимать исповедь. В пятницу я покаялся, вывернув душу до самого донышка, причастился, и больше уже из храма не уходил... На душе легче стало, как только после исповеди о.Игорь прочёл надо мной разрешительную молитву. Почему именно в Песочный приехал? Здесь мои бабушка с дедушкой жили. Дед был замечательный — в войну в разведроте служил, 21 «языка» в плен взял. В Песочном же я и со своей супругой Светланой познакомился, она жила здесь с родителями. К ней, тихой и доброй девушке, я привязался всей душой, она была для меня существом из другого мира, лучшего. И когда я приехал в армейский отпуск, мы с ней поженились...

Словом, стал я прихожанином Серафимовского храма аккурат перед Великим постом. С прежней жизнью и работой порвал раз и навсегда. Весь пост был при храме — молился, причащался, помогал, чем мог. После Светлой седмицы о.Игорь благословил меня в подмастерья брату Ивану, который изготавливал крестики. Наставник мой рассказал, как вести себя в храме, как молиться.

Минуло три года, и батюшка благословил меня устраиваться на работу — семью-то содержать надо. Но и в храме у меня остались послушания: сначала помогал в алтаре, читал перед службой каноны и последование к Причастию, потом был звонарём. Однажды о.Игорь сказал: «Веди жену в храм. Пора». Я, глупый, возразил: «Подождать надо...» С тех пор много лет прошло, дочка с мужем и внучка при храме, а жена так и осталась в стороне. Слушаться надо, когда батюшка что-то говорит.

О том, что я при храме, бывшие друзья, конечно, скоро узнали. Некоторые приезжали, стояли на службах. Кое-кто ездил даже с нами в Дивеево. Удивительная это была поездка. Наступал Новый год, и я и ещё четыре брата решили поехать к старцу Серафиму. Отец Игорь благословил. Это было лет 15 назад, тогда там ещё не было гостиниц для паломников, и мы остановились у одной женщины. В пять утра решили пойти на раннюю службу. Идём, наслаждаясь тишиной, чистым морозным воздухом, настраиваемся на молитву. Вдруг видим — площадь перед монастырём заполнена народом. Оказывается, местные парни, человек триста, решили «поразмяться» — стенка на стенку. Нас тут же окружили человек шесть, стали задирать. Что делать? Вот так помолились... Вернёмся домой с синяками, если не похуже что произойдёт. Уйти нет никакой возможности. Тут я мысленно хлопаю себя по лбу: «Мы же к батюшке Серафиму приехали! Так неужто святой старец оставит нас в беде?» Начинаю просить преподобного: «Батюшка Серафим, мы же к тебе приехали помолиться. А, похоже, не дойдём до тебя. Как же так? Помоги!» И что вы думаете? В окружении местных задир, как под охраной, мы шли, мирно отвечая на их выпады, и незаметно оказались у ворот обители. Тут из тёмного переулка выскочила ещё одна ватага, налетела на наших «провожатых». А мы спокойно по­шли к храму.

На следующий день мы видели вчерашних буянов: они с синячками, но прилично одетые, под руку с девушками, чинно шествовали в храм. Видимо, там традиция такая — биться на Новый год. Они не злые, просто боевые, и на исповедь, конечно, шли без очереди. Не скандаля, просто идёт местный парень вперёд, и всё. Мол, вот он я, вот синяк под глазом, мне надо. Что тут скажешь...

Но как принимал нас прп.Серафим! Мы прожили там два дня. Прошли по канавке, окунулись в святые источники, не пропустили ни одной службы, а когда пошли приложиться к мощам старца, одна монахиня постучала по нашим спинам мотыжкой преподобного — видимо, для вразумления. И сухариками из батюшкиного чугунка не обделили. А ещё мы побывали в Суворове, приложились к мощам мучениц Евдокии, двух Дарий и Марии (в 1919 году красноармейцы зверски убили немощную Евдокию и её келейниц). Зашли в храм, какие-то древние старушки пели дребезжащими голосами. Я ещё подумал, грешный: ну и хор здесь. Но стоило приложиться к мощам — такая благодать окутала, и бабушки, вдруг показалось, запели не старческими, а чистыми ангельскими голосами. Или и впрямь к их славословящему хору ангелы Господни присоединились...

Я во многих монастырях с тех пор побывал. Но особенно запомнилась поездка в Псково-Печерский монастырь. В первый день меня определили на послушание в просфорню, на другой день мы охраняли дозором монастырские картофельные поля. А когда мы снабдили трапезную дровами, вышли два монаха: один с кувшинчиком, другой с подносиком — стали угощать. Наливают квас и приговаривают: «Это квасок, силы подправить. Алкоголя там нет». А я пью и чувствую: квас такой ядрёный, что у меня в голове будто птички защебетали. А мне уже сырничек подают и сообщают: «А вот ни соли в нём, ни сахара». А я ем — вкуснятина! И удивительное дело: одного сырника и кружки кваса хватило, чтобы ощутить такой прилив сил, что я готов был ещё работать и работать. Но несмотря на труды мы успели и в пещерах побывать, и по верхнему саду прогуляться — об этом позаботился один добрый монах. Вот такая была благодатная поездка.

А года три назад о.Игорь благословил меня на новое послушание — исполнять обязанности коменданта «Обители Веры и Милосердия», что при храме прп.Серафима Саровского, а также присматривать за восстановительными работами в храме свв.апостолов Петра и Павла (пос.Дибуны), который приписан к храму прп.Серафима Саровского. Прибавилось забот и радости в душе.

Я для себя сделал вывод: какой круг общения ты выберешь, так и жить будешь. Я прилепился к храму и не устаю благодарить за это Бога.

Беседовала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая