Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

16 февраля — день памяти свт.Николая Японского

О ПРАВОСЛАВНОМ САМУРАЕ ПАВЛЕ

Первым японцем, которого святитель Николай Японский обратил в православие, был самурай, великий мастер меча, Такума Савабе. И надо сказать, что Такума Савабе был до крещения не только самураем, но и жрецом языческой, синтоистской кумирни. Но и этого мало: он к тому же состоял в тайном обществе, члены которого поклялись изгнать из Японии всех иностранцев. И вот такого человека святитель Николай привёл к истинной вере! А дело в том, что русский святитель никогда не возносился перед язычниками, и более того — считал, что искренне верующий в своих богов язычник более открыт православию, чем равнодушный атеист. Владыка Николай писал в своём дневнике так:

«…По дороге встречались мне группы разряженных богомолок, плетутся куда–то — к идолу, покровительствующему жатве. Это после посадки риса — молиться, чтобы был урожай. Но замечательна вообще эта потребность народа в богомольных хождениях. Её нельзя не иметь в виду при водворении христианства между народом… А факт всё-таки тот, что молящегося народу бездна, значит, религиозное чувство в этой местности живо, нужно иметь это в виду, чтобы не упустить назначить проповедников… Место, совсем готовое для проповеди: между прочим, и то, что там знаменитый идольский храм, делает народ более готовым к восприятию истинного учения, чем в других местах; всё же таки почва ума и сердца приготовлена, хоть думою об идоле».

То есть если душа человека способна к вере — хоть бы и в идола, — значит, она, во всяком случае, не равнодушна, не холодна и способна восприять более высокое учение.

Так вот, Такума Савабе — самурай, жрец и ненавистник всего неяпонского. Так вышло, что он часто сталкивался со святителем в местном консульстве, и всякий раз он смотрел на русского епископа с такой ненавистью, словно хотел немедленно зарубить его самурайским мечом. Наконец святитель не выдержал и спросил Савабе:

— За что ты на меня так сердишься?

Савабе злобно прорычал:

— Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии.

— Почему ты так решил? Ты разве уже знаком с моим учением?

Самурай, которого приучили к честности, ответил прямо:

— Нет.

— А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавши его? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, а потом и суди. Если моё учение будет худо, тогда и прогоняй нас отсюда. Тогда ты будешь справедлив.

Не откладывая дела в долгий ящик, самурай потребовал:

— Ну, говори!

И святитель начал говорить, и говорил он по благодати Божией так, что самурай-жрец потребовал новой встречи для продолжения беседы. Вскоре владыка уже писал своим знакомым: «Жрец с нетерпением ждёт от меня крещения. Он хорошо образован, умён, красноречив и всею душою предан христианству. Единственная цель его жизни теперь — послужить отечеству распространением христианства, и мне приходится постоянно останавливать его просьбы из опасения, чтобы он не потерял голову, прежде чем успеет сделать что-либо для этой цели». Слова «потерять голову» святитель употреблял не в переносном, а в прямом смысле: за приверженность христианству самурая вполне могли казнить. Савабе понимал это и придумал такую хитрость: поскольку открыто читать Евангелие он не мог, то читал его в своём языческом храме во время службы: все думали, что он погружён в изучение языческой мудрости, а он тем временем внимал слову Божию.

Вскоре Савабе привёл к святителю еще несколько человек — умных, образованных японцев, — так зародилась Японская Православная Церковь. Савабе крестили с именем Павел. Искушений, неизбежных для всякого искреннего христианина, он не избег: вскоре тяжко заболела его жена. Несчастная женщина лишилась рассудка и спалила их дом — раб Божий Павел остался без крыши над головой. Тут же подоспела и другая беда: его посадили в тюрьму… Но за эти искушения Гос­подь послал ему и утешение: Павел Савабе дожил до того дня, когда его сын стал православным священником.

О своих первых последователях святитель Николай писал так:

«…Меня навестил г-н Савабе и, между прочим, сообщил мне о странном поведении г-на Сакая, который проводил всё время в заботах о возможно большей выручке денег из своих занятий, тогда как остальные христиане старались, напротив, всем делиться со своими братьями. Услышав об этом, я хотел было обличить г-на Сакая, но с приходом последнего дело тотчас объяснилось. Явившись ко мне, г-н Сакай представил собранные им сто иен (около двухсот рублей), которые пожелал употребить на дела Церкви. Так разъяснилось недоумение г-на Савабе относительно странного, по-видимому, поведения г-на Сакая. Другой подобный случай про­изошел с г-ном Томи Петром. В одно время все заметили его внезапное исчезновение куда-то. Никто не знал, куда он скрылся. Я спросил жену, но и она не знала, хотя её лицо не выражало ни горя, ни даже особой озабоченности. Всё это было весьма загадочно. Но вот спустя 11 дней после этого, однажды вечером, г-н Пётр Томи является ко мне в сопровождении г-на Сакая. Вижу — худ до невероятности, кости сильно выдались на совершенно изменившемся в своём цвете лице; просто жалко было смотреть на него. На мои вопросы, где он был и почему так сильно исхудал, он ответил, что всё это время он проводил в воздержании от сна и пищи и в молитве о скорейшем просвещении братьев-язычников тем светом истины, которого он сам недавно сподобился. Услышав обо всём этом, я был очень изумлён столь трогательным проявлением горячей верности по вере. Но всё-таки я должен был заметить ему, что такое дело впредь нужно совершать согласно с установлениями Церкви, ибо иначе можно принести сильный вред своему здоровью».

…А нам сегодня остаётся только молиться, чтобы Господь послал в Россию такого же великого проповедника, как святитель Николай Японский, ибо жатвы много, а подлинных делателей так мало…

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая