Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Мы ждём перемен!

КТО СНИМЕТ КОТЁЛ С ОГНЯ?

…Да, президентские выборы приближаются, и нельзя не отметить, что никогда в России не было такого количества претендентов на высший пост. Разумеется, большая часть из них — просто карнавальные фигуры, но что-то мне кажется, что карнавал этот весьма ущербный. Взять, к примеру, Ксению Собчак: она ненавидит русский народ, называет его «генетическим отребьем», о России говорит, что хотела бы «запретить эту страну»… И тем не менее она рвётся в президенты России! Зачем? Чтобы загубить державу окончательно? Видимо, так.

Есть среди кандидатов такой высококвалифицированный клоун, как В.Жириновский, — за него из года в год, видимо, голосуют люди, которые любят так называемые приколы… Есть ещё напыщенный Г.Явлинский, давно уже не способный предложить что-то новое и живое…

Но если говорить серьёзно, то настоящих кандидатов всего двое: В.В.Путин и П.Н.Грудинин. Что касается Павла Николаевича Грудинина, то тут мне хотелось бы сказать вот что: он, без сомнения, весьма способный человек, который много знает, много умеет, который не лезет в карман за словом, который реально построил социализм в отдельно взятом совхозе… И я ценю выбор Зюганова, который сумел совершить этот нестандартный ход: не выдвигаться в очередной раз в кандидаты, не выдвигать своих замов, среди которых, конечно, есть достойные люди, но найти совершенно нового и весьма перспективного человека. Однако разве не могло руководство КПРФ понять, что о Грудинине немедленно начнут говорить как об олигархе, — маленьком, но олигархе, — что либеральная пресса тут же начнёт спекулировать на сведениях о его заграничных банковских счетах?..

Словом, сомнений ни у кого нет: президентом России снова станет В.В.Путин. Не сомневаюсь в этом и я, хотя мне хотелось бы, чтобы П.Н.Грудинин занял второе место: это чётко обозначило бы стремление народа к социальной справедливости.

Меня очень порадовало недавнее заявление Владимира Владимировича о том, что в мае МРОТ и прожиточный минимум наконец-таки у нас уравняются. Разумеется, эта акция воспринимается как предвыборный ход. Однако возникает вопрос: почему же это не было сделано раньше, намного раньше? Что это за государство такое, которое четверть века не могло поднять минимальную зарплату до прожиточного минимума, — хотя и на этот минимум вряд ли кто-то сумеет по-человечески прожить?

И разве можно ограничиться только этим шагом? Вопиющая необходимость нашей российской жизни — введение прогрессивного налога! Есть ли ещё страна в мире, где один процент граждан имел бы 71% личных активов всего народа. Для сравнения: в Индии у одного процента богачей 49% активов, в США — 37%, в Китае — 32%, а в Японии вообще 17%… Россия, стало быть, в лидерах по имущественному расслоению среди своих граждан?! В частности, сотня оте­чественных миллиардеров владеет 30% всех личных активов населения. В то время как в США, где миллиардеров в пять раз больше, они владеют 7% богатства всех американцев, а в Китае им принадлежит только 2%. Мыслимо ли это? Причём капиталы российских миллиардеров росли в то самое время, когда у нас с вами снижались доходы.

Медведев и министры на все попытки заговорить о прогрессивном налоге упорно отвечают одно и то же: мол, прогрессивный налог ввести нельзя, потому что тогда все капиталы уйдут в тень… Позвольте спросить: а зачем тогда Россия держит такую могучую полицию, плюс Национальную гвардию, плюс всевозможные спецслужбы, если все они не в состоянии углядеть за немногочисленными олигархами и богачами?

Обращаюсь к вам, православные интеллигенты, православные политики… Мы с вами так любим говорить о нравственности. Мы решительно против ювенальной юстиции, однополых браков и вообще пропаганды разврата. Это прекрасная позиция, её нам следует держаться и дальше. Но скажите, почему понятие нравственности мы ограничиваем только сексуальной сферой? А разве нравственно то, что в России минимальная зарплата не достаёт до прожиточного минимума? Разве нравственно, что определённая часть русских людей получает пенсию, на которую заведомо невозможно прожить? Друзья мои, борцы за нравственность! Разве нам не жалко наших бедняков, которых миллионы и которых становится всё больше и больше? Видимо, нам придётся признать, что существует такое понятие, как «экономическая безнравственность» — прегрешения против справедливости. Не надо забывать, что принцип: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3,10) — был впервые сформулирован в Новом Завете и являлся основой жизни первых христианских общин. Не надо забывать, что если земля находится в частной собственности, то это тоже безнравственно, ибо земля — она Божия! Почему мы об этом никогда не говорим?

Да, это хорошо и правильно, что у Церкви есть приюты для бездомных, пункты кормления голодных, но все ведь понимают, что приютами бездомность не искоренишь и безплатным супом не одолеешь нищету.

Необходимо сплотить патриотов всех направлений — и «красных», и «белых» — на борьбу с нашим диким капитализмом. Надо понять, что и не дикий, «цивилизованный», западный капитализм уже давно изжил себя. Об этом теперь говорят даже сами капиталисты: не так давно Римский клуб — собрание ведущих западных интеллектуалов — признал, что капитализм исчерпал свой потенциал. И только наши либералы продолжают твердить о благостной руке всеобщего рынка и пугать нас вымышленными «ужасами социализма», почему-то вспоминая только «тридцать седьмой год». И что интересно: ужасы дикого капитализма (наркоманию, безработицу, проституцию, произвол хозяев предприятий, запредельную коррупцию, преступность и т.д.) мы, православные, видим своими глазами, но как бы не замечаем их, а от социалистической идеи испуганно шарахаемся. Пора бы уже понять, что настоящий социализм вполне может быть духовным, что его основные экономические и социальные принципы не противоречат христианским ценностям. Православный социализм может быть построен в будущем, а что такое «православный капитализм» — это мы можем видеть сейчас: руководство страны, а порою и финансовые магнаты, охотно позируют в храмах со свечками в руках, — но народу от этого никакой пользы нет. И потом, следует признать, что капитализму куда ближе либеральная идеология, чем православие. Ну, а что такое либерализм — это мы уже поняли! Перефразируя слова Высоцкого, можно сказать, что у либералов «кроме порнографии — ну никаких чудес!» Голые извращенцы на сценах столичных театров — прекрасная иллюстрация к таким словам. И вдруг пресс-секретарь президента называет подобные спектакли «мировым событием»! Создаётся впечатление, что для либерала высший из мыслимых подвигов — это публичное оголение. Это для них и подвиг, и необходимое условие существования: взгляните на наших «звёзд», как они, независимо от возраста, непременно стараются обнажиться и в таком виде выставить себя в журналах и Интернете

Итак, возвращаясь к теме президентских выборов, хочется задать вопрос: сможет ли новый президент — кто бы им ни стал — одолеть это страшное нашествие безнравственности — как экономической, так и любой другой? Ведь кроме необходимости уравнивания МРОТа с прожиточным минимумом, которое нам обещано, кроме введения прогрессивного налога, которое нам пока никто не обещал, есть и третье требование современности, о котором сейчас даже говорить страшно: необходимость национализации крупнейших предприятий, — потому что, находясь в частной собственности, они не приносят народу пользы и служат лишь для обогащения считаных семейств.

Так или иначе, но хотелось бы думать, что к началу 2018 года Россия очнулась перед наступлением новой эпохи, перед новыми переменами, и вопрос, будут ли эти перемены благотворными для нашего народа, зависит не только от нового (или старого) президента, но и от нас с вами. Патриотам необходимо объединиться, забыв о прежних спорах и сосредоточившись на борьбе с общим врагом. А враг этот знает, как опасно для него такое объединение, и постоянно подпитывает раздор между современными «красными» и «белыми», мешая им выработать единую идеологию. Так хотелось бы, чтобы Россия выбралась из страшной ямы безнравственности, безыдейности, бездуховности, — ибо во многом наши беды вызваны именно отсутствием здоровой государственной идеологии. Без неё мы не можем ответить на основной вопрос: куда идёт Россия? Нам говорят: мы строим общество, где всем будет хорошо, все будут материально обезпечены… Но, не говоря уже о том, что и по части материальной обезпеченности всё ещё очень и очень далеко от идеала, — давайте скажем о том, что идеал общества потребления в корне противен идеалу христианства. Сейчас даже церковные деятели порою забывают об этом: благословляют богатство и не вспоминают о том, что в 90-х годах у нас свершилась «великая криминальная революция» — а следовательно, богатство это совсем не легитимное.

Хочется верить, что В.В.Путин, вступив в возраст мудрости, сумеет понять подлинные интересы страны. Хочется верить, что и наше священноначалие сделает поворот к истинной народности, к истинному христианству.

…В 1916 году Владимир Маяковский, наблюдая нравы тогдашних властителей жизни, презрительно и гневно бросил: «Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?!.» Эта фраза постоянно приходит на ум, когда видишь властителей жизни нашего времени. Надо задуматься вот над чем: ситуация сейчас как минимум не менее острая, чем та, что была в 1916 году. Нынешние некоронованные хозяева России считают, будто русский народ уже духовно мёртв, будто всё, что ему нужно, — это бутылка водки и телевизор или планшет на закуску; если же и возникнет какое-то недовольство, то достаточно будет полить его водкой и сдобрить зрелищами, и всё затухнет. Так они считают. Но это как сказать… Пусть законы диалектики сейчас не в почёте, пусть сейчас предпочитают экстрасенсов (что является одним из показателей деградации страны)… Но законы диалектики всё-таки существуют, и один из них говорит, что количество переходит в качество. Лучше всего это видно на примере кипящей воды: как только температура в котле достигает градуса кипения, вода приобретает новое качество — становится паром, — и пар разрывает закрытый котёл в клочья. Это закон. Отменить его невозможно. Кто же сумеет вовремя снять котёл с огня?

В.Е.СЕМЁНОВ, профессор, доктор психологических наук

следующая