Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Рождество Христово

«МЫ ВИДЕЛИ ВОСХОД ЗВЕЗДЫ ЕГО…»

— Господа нашего в Его человеческом естестве называют иногда Новым Адамом. Как это можно понять?

Свт.Григорий Неокесарийский:

— Как от Адама взята была жена, без ущерба и умаления его мужеской природы, так из женщины должен был без мужа произойти муж, по подобию произведения Евы, чтобы не превозносился Адам тем, что без посредства жены произвёл женщину. Потому-то Дева без сожительства с мужем родила Бога Слово, соделавшегося Человеком, чтобы в одинаковой мере воздавалась равная честь тому и другому полу — мужу и жене. И как из Адама взята жена без умаления его, так из Девы взято тело Рождённого Ею, но Дева не понесла умаления, и Её девство не потерпело разрушения. Здрав и неповреждён пребыл Адам, когда взято было от него ребро: так без порока пребыла Дева, когда произвела из Себя Бога Слово.

— Ангелы возвестили на земле мир и в человеках благоволение… Но никакого мира на земле до сих пор не видно…

Св.прав. Иоанн Кронштадтский:

— Где же мир на земле, который возвестили ангелы пастырям вифлеемским? В самом Иерусалиме, граде Давидовом, в котором был храм живому Богу, не было мира. Когда волхвы, пришедшие с Востока в Иерусалим, спрашивали: «Где есть родившийся Царь Иудейский?» — то от одного этого известия пришёл в смятение и Ирод-царь, и весь Иерусалим с ним. Во всемирной державе Римской в то время не было мира. Современники в мрачных красках описывают нравственное падение народов, искажение образа Божия в людях. Всякие скверна и беззаконие въявь творились. Беззакония, срамоты, пресыщение, пьянство составляли блага земные, цель и стремления человечества. Вражда, междоусобицы, нестроение царили повсюду. В последующие времена было не лучше. Страшные гонения на верующих во Христа в продолжение трёх столетий залили всю землю кровью христианских мучеников: брат предавал брата на мучения, отец — жену и детей, дети — родителей. Человеческие отношения, кровные узы, родство — всё было поругано и попрано. Где же мир на земле, возвещённый ангелами? Где же мир, принесённый Богочеловеком на землю? Где же мир, который возвещает Евангелие и проповедь апостолов, пронесённая ими из конца в конец земли, между всеми народами и царствами? В мире его нет: мир весь во зле лежит, сказал апостол (1Ин.5,19). Вот тайна, воспетая ангелами: с пришествием Сына Божия на земле воцарён мир сначала в малом избранном стаде — в Церкви Его, в апостолах, которым Он многократно преподавал этот мир, а потом во всём царстве благодати, или Церкви Его, распространившейся по всей земле.

— А что если бы Рождество Христово состоялось на несколько веков позже?..

Свт.Феофан Затворник:

— Заключённому в темнице и закованному в узы царь обещал свободу… Ждёт заключенный день, другой, ждёт месяцы и годы… не видит исполнения, но не теряет надежды, веря царёву слову. Наконец показались признаки, что скоро-скоро, внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с весёлым говором: вот спадают запоры и входит избавитель… «Слава Тебе, Господи! — восклицает невольно узник. — Пришёл конец моему заключению, скоро увижу свет Божий!»

Другой случай. Больной, покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть ещё искуснейший врач: всех вылечивает, и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его — обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждёт обещанного… Проходит час, другой, более — безпокойство снова начинает точить душу его… Уже под вечер кто-то подъехал… идёт… отворилась дверь, и входит желанный… «Слава Тебе, Господи!» — вскрикивает больной.

Вот и ещё случай. Нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор, и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит: «Слава Тебе, Господи!»

Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами — пришёл Господь-Примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей — пришёл Врач душ и исцелил нас… Были мы в узах рабства —
пришёл Освободитель и разрешил узы наши… Приблизьте всё это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос!

— Что значат слова: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом»?

Прп.Иустин (Попович):

— Живи Им — живи Богочеловеком и исцелишься от всех смертей, от всех грехов, от всех страстей, от всякого дьяволизма. Твоя жизнь пусть станет Богожизнью. В этом вся твоя небоземная тайна, о человек; человек, как только ты станешь членом Церкви — членом Богочеловеческого Тела Христова. А как жить в Церкви Христовой?  Жить святыми таинствами и святыми добродетелями. Поэтому перед Рождеством — пост. Пост как первая добродетель и с ним всегда молитва. Эти две основных добродетели приводят человека к Богочеловеку и богомудро его учат, как жить Им и в Нём. Что делать с телом, данным тебе от Бога? Очистить его, освободить его от всякой нечистоты, от всякой страсти, от всякого зла, от всякого демона. А что это значит? Это значит очистить его от всякого греха, ибо во всяком грехе скрывается дьявол, во всяком грехе работает дьявол помимо твоей свободной воли. В великом грехе — князь бесовский, в малом — бесёнок.

— Господь воплотился только ради тех, кто мог уверовать в Него, или для всех людей земных?

Митр. Антоний Сурожский:

— Весь путь жизни Господней является не чем иным, как исполнением заповеди о любви, которая не знает ни границ, ни предела, о той любви, которая свою жизнь отдаёт за друзей своих. Но за друзей ли одних? Кто был другом Господним, когда Он родился, кто дал приют Матери, ожидающей Ребёнка, и сопровождающему их Иосифу? Выкинутые из человеческого селения, они нашли себе обиталище только среди зверей. И так в течение всей жизни Христовой, когда в завершение Его пути израильский народ, человечество, исключит Его из града людей, останется Ему только умереть одинокой смертью на Голгофской горе. Путь, начатый Господом «ради друзей своих», есть путь любви — но кто такие эти друзья? Враги — это не те, кто нас ненавидит; это те, которых мы по безумию, по слепоте сердца и отуманенности ума называем врагами. Христос врагов не знал. Все люди, которых державное творческое слово Божие призвало к бытию, были Его братья и сёстры, были возлюбленные Божии дети, которые потеряли свой путь и которых Он пришел взыскать.

— Каким образом волхвы могли прийти с востока к звезде, которую видели на востоке? Волхвы должны были либо прийти с запада к звезде на востоке, либо звезда была на западе, либо нечто другое имеется в виду…

Иеромонах Иов (Гумеров):

— Слово «восток» надо отнести не к звезде, а к волхвам: видели звезду Его, находясь на востоке, и пришли поклониться Ему. Звезда же была не астрономическим явлением, а «невидимой силой, принявшей вид звезды» (святитель Иоанн Златоуст), «Божественной и ангельской силой, явившейся в образе звезды» (блаж. Феофилакт). Св.Иоанн в подтверждение приводит такие соображения. 1. Необычен её путь: текла от севера на юг. Она вела волхвов из Иерусалима в Вифлеем, который находится южнее. 2. Она является не ночью, а днём. Ночью звезды не видно. 3. Звезда является, затем скрывается, а потом появляется вновь. 4. Звезда указывает место не с высоты, а опустилась вниз: обыкновенная звезда не может показать такое малое место, как вертеп. Есть ещё одно объяснение данного стиха. Греческое слово anatolе и славянское «восток» имеют два значения: 1) сторона света и 2) восход, исток. При таком объяснении стих может быть прочитан так: «мы видели восход звезды Его».

предыдущая    следующая