Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

С 28 ноября по 6 января — Рождественский пост

«ПОСТЯЩЕСЯ ТЕЛЕСНЕ, ПОСТИМСЯ И ДУХОВНЕ»

Владыка Иоанн (Снычёв) сетовал: «К сожалению, даже среди людей церковных встречаются ныне заблудшие и неразумные, не понимающие высокого духовного смысла поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи». Многие сами себе разрешают не придерживаться постовых дней, оправдываясь болезнью, немощью. Но свв.отцы подсказывают все сомнения решать, испросив у настоятеля благословения на послабление поста. Кстати, нелишне спросить совета о том, как можно поститься в случае болезни, у православного врача, понимающего смысл и степень постничества. Также не след брать на себя самочинно подвиг великого пощения, ибо голод сам по себе не является благом для христианина. Потребность в пище естественна для человека. Из Библии известно, что ещё при сотворении мира Бог предназначил для пищи плоды деревьев и семена трав. И Иисус Христос никогда не воспрещал людям вкушать от благ земных. Но, как разъяснял ап.Павел, «кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога» (Рим.14,6).

Что же можно есть в Рождественский пост? В этом нам поможет русская поговорка: «Щи да каша — пища наша». Причём кашей на Руси назывались не только крупяные блюда, а любое кушанье, сваренное из измельчённых продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши, сваренные из сухарей, рыбные каши (по субботам и воскресным дням, а также в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря — разрешено вкушать рыбу). В старину на Руси был даже праздник каши — 26 июня, в день Акулины-гречишницы. Наши предки готовили каши в больших чугунах — в русских печах их часто не просто варили, а запекали до хрустящей корочки (знаменитая гурьевская каша). Кстати, на Руси при заключении мира между враждующими сторонами не «трубку мира» раскуривали, а варили кашу, и противники трапезничали за одним столом. Если же мир заключить не удавалось, то так и говорили: «С ним каши не сваришь!» А щи пустые, т.е. не мясные, готовили как из свежей, так и из квашеной капусты.

Хлеб постом русичи предпочитали есть ржаной решётчатый, то есть хлеб из муки, которую сеяли через решёта, частички муки в нём крупнее, чем в ситном хлебе, который сеяли через сита.

Надобно сказать, что постный стол наших предков состоял из блюд многих, но не отличающихся разнообразием: одни и те же продукты, но в разных сочетаниях заправлялись то постным, то льняным, то конопляным маслом — вот и вся недолга. Тушёные овощи, фрукты, морсы, свекольный и хлебный квас, компот, гороховый (делали даже гороховую колбасу) и овсяный кисели украсят постовой стол. Хочется пищи поосновательней? Растительный белок содержится в баклажанах, арахисе, чечевице, сое, бобах.

Многих волнует вопрос, не вредит ли пост здоровью. Поищем ответ в Священном Писании. Когда Навуходоносор, царь вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то взял для воспитания при своём дворе несколько детей. Между этими детьми были отроки Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Получая запрещённую законом Моисеевым пищу с царского стола, они попросили давать им только овощи и воду. Приставник сказал: «Если царь увидит вас изнурёнными — лишит меня жизни». Тогда Даниил предложил: «Сделай опыт. Корми нас 10 дней, как я сказал, и если после этого отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в просьбе нашей». Приставник согласился. И что же? По окончании срока «явишася лица их блага и крепка плотию паче отроков, ядуших от трапезы царской» (Дан.1,15). Это было до Рождества Христова. Обратимся теперь к временам новозаветным. Макарий Александрийский, например, в Св.Четыредесятницу ничего не вкушал и прожил 100 лет. Святой Симеон Столпник в Св.Четыредесятницу ничего не вкушал и прожил 103 года. Прп.Анфим проводил посты без пищи и прожил 110 лет. Некоторые жили и ещё дольше, например, Павел Фивейский — 113, Алипий Столпник — 118 лет. Ясно, значит, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его. Однако не пытайтесь угнаться за святыми, согласуйте свой пост со священником храма, в который вы ходите.

Ещё пример. К столу царя Алексея Михайловича Тишайшего в пост подавались всегда самые простые блюда: овсяная брага или лёгкое пиво с коричным маслом, а иногда только одна коричная вода; вкушал же он по куску ржаного хлеба с солью, по солёному грибу или огурцу. Так постился русский царь...

И помните слова свт.Василия Великого: «Ошибается тот, кто полагает пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления...»

В связи со всем вышесказанным возникает вопрос: «А можно ли, постясь, — не поститься?» Свт.Иоанн Златоуст на это отвечает: «Это бывает тогда, когда кто-нибудь воздерживается от яств, а не воздерживается от грехов. Как можно, не постясь, поститься? Это бывает тогда, когда кто-нибудь вкушает пищу, но не услаждается грехом. Этот пост лучше того, и не только лучше, но и легче: во время того поста многие ссылаются на свою телесную слабость, говорят: «Питие воды вредно мне». Или: «Я не могу употреблять в пищу овощей». Не раз приходилось такое слышать. А при этом посте нельзя сказать ничего подобного. Участвуй в трапезе, употребляй вино умеренно. Если хочешь вкушать мясо, никто не препятствует. Пользуйся всем, но только воздержись от греха. Видишь ли, как этот пост удобен для всех? при нём нельзя ссылаться на слабость телесную. Это — чистое дело души». Но как усмирить плоть? И вот тут Церковь мудро предписывает нам умереное употребление даже постной пищи, ибо пост, отнимая у плоти лишнюю пищу, ослабляет силу чувственных влечений, делает нашу телесную природу способной подчиняться движениям духа. Пост духовный должен соединяться с постом телесным, как душа наша соединяется с телом. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая