Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня

ЛЕГЧАЙШАЯ НОША — КРЕСТ

Когда в 326 году равноапостольная царица Елена и иерусалимский святитель Макарий воздвигли Крест Господень перед огромным собранием верующих, это было ни с чем не сравнимое зрелище, произведшее громадное влияние на собравшихся. Оно было так изумительно, что с того дня воздвижение Животворящего Креста стало настоящей потребностью для христианских душ, — потому и был учреждён праздник Крестовоздвижения.

Нам надо понимать ещё и вот что: для той эпохи явление Креста Господня стало настоящим знамением времени. Ведь что это были за годы? Только что прекратились гонения на христиан, император сам принял веру Христову… А мы с вами уже по собственному опыту знаем, что бывает, когда правитель начинает веровать, начинает, как мы надеемся, исповедовать христианскую веру… Тогда множество людей вслед за правителем приходит в храм, — но не по велению сердца, а по земному, плотскому расчёту, для того, чтобы оставаться в избранном обществе, чтобы не лишиться мирских почестей и выгод.

И вот в это-то время Господь и явил новоначальным христианам Свой Крест: «Помните: как бы хорошо ни была устроена ваша жизнь на земле, какими бы благами вы ни обладали, спастись-то вам всё надлежит только крестом! Следуйте за Мной, а Мой земной путь — крестный путь! Только через Мои страдания открылась победа над смертью, — так и вам надлежит через труды и страдания войти во славу Божию».

Я думаю, что и сегодня всё остаётся так же, как во времена св.равноап. Елены: в день Крестовоздвижения Господь напоминает нам Своим Крестом, что не стоит нам привыкать к удобствам жизни, к своему уютному, милому быту. Нам надлежит воспринять свой крест, и это облегчит нам наше исповедничество, — а оно от нас всегда требуется. Так или иначе, а страдание не минует христианина: нас изгонят, над нами посмеются, нас назовут — как и Господа нашего — неудачниками в этой жизни… Это всё есть составные части нашего креста.

Наш крест — наш долг. У нас, христиан, есть очень хорошее понятие долга: осознай, каковы твои обязанности к обществу, к семье, к твоему коллективу, к Родине, к миру, — и исполняй их, не ожидая здесь никакой награды. Просто выполняй долг, неси свой крест. Что Господу угодно, что полезно для нашего спасения — Он всё даст, и нам тут не о чем заботиться. Вообще, не надо суетиться, не надо бояться, что нам не хватит пенсии, что к концу жизни мы останемся без поддержки, — потому что всё, что нам необходимо, Господь нам вручил уже сейчас. Всё, что нам нужно, у нас есть, а наше дело — исполнять свой долг, искать правды Божией и Царства Небесного. И не надо выдумывать себе самочинных тягот, которые всегда превращаются в спектакль: достаточно просто принять то, что уже есть в твоей жизни.

Подумайте, ведь наша главная церковная служба называется вовсе не «упрашиванием Бога», — она называется Благодарением. Мы благодарим Господа за то, что он нам уже дал, — а дал Он нам ровно такое богатство, какое мы сможем понести.

Праздник Воздвижения — это ещё одно воспоминание о страданиях Самого Господа, и оно ещё теснее сближает нас со страдающим Господом. Помните, как апостол говорил нам: «…я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого…» (1Кор.2,2). Нам непонятны эти слова, для нас Христос — как некий волшебник, который может наколдовать для нас всевозможные блага. Нет, Он уже всё сделал для нас, дал нам всё, что нужно, — нам остаётся лишь отвергнуть себя и нести свой крест. Крестовоздвижение — это напоминание нам: «Пора приходить в себя, обратиться к Богу своему, к своим обязанностям, не искать лишнего, не мечтать, не завидовать: у нас есть всё необходимое для нашего спасения».

Вы знаете слова о том, что Господь никому не даёт креста тяжелее, чем можно вынести. Но как же часто в этом сомневаешься!.. Очень часто! И это при том, что наши-то тяготы — обыденные и достаточно лёгкие… Но бывают моменты, когда боль, страдание подступают уже не на шутку. Мне приходилось общаться с умирающими, — с теми, кто покидал этот мир в мучительной болезни, когда страшную боль уже ничем было не заглушить. Что тут скажешь человеку, как его утешишь?.. Нам уже сейчас надо помнить о возможности такой боли и готовить себя к ней. Нам дан крест, — будут даны и гвозди, которые вопьются в тело, раздробят кости… Что с нами будет тогда? Что мы будем делать при тяжелейшей боли, полной безысходности? Куда обратится душа наша?

Я хочу дать такой совет: вспомните Иова Многострадального. Вспомните, как он разговаривал с Господом. Ему было очень больно: от мучительного недуга, от потери близких, от предательства жены, которая сказала ему: «Похули Господа и умри!» И он в этой страшной боли — телесной и душевной — непрестанно говорил с Господом, спорил с ним, — да так дерзновенно, что друзья его приходили в ужас. Но Господь не их оправдал — внешне благочестивых, — а дерзкого Иова.

Это для нас пример. Надо говорить с Богом до самой предельной искренности — ничего от Него не скрывать. Не людям рассказывать свои страхи, не просить наркотиков, чтобы забыться в страданиях… Не надо этого нам! Надо усилить своё общение с Господом. Почему слова Иова, кажущиеся ропотом, были оправданы? Потому что он, хоть спорил с Богом, но никогда не отпускал Бога от себя! Он спорил, зная, что нет другого выхода, как жить с Богом. Что говорит отчаявшийся человек? «Ну и я уйду от Тебя! Ты не хочешь мне помочь в страданиях, Ты мне не нужен». Это — свидетельство уныния, равнодушия к своему будущему. А наша задача — не отпускать от себя Бога, чего бы это нам ни стоило, скрипя зубами, молча… «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения», — сказал Псалмопевец. Надежда твоя — Сам Бог. И Бог хочет, чтобы ты был рядом с Ним — через эту боль. Нам нужно разговаривать с Богом, спорить с Ним. Праотец Иаков даже боролся с Богом, потому что хотел выяснить с Ним всё до последнего, зная, что никакой жизни без Бога нет.

Все мы читали о святых мучениках… Мы помним, как среди страданий святые, вместо мольбы о пощаде, вдруг говорили палачам: «Завершите своё дело, закончите начатое!» Для них недопустимой была мысль, что можно отречься от Бога — хотя бы ради спокойной смерти. Для них это было отрицанием своего счастья, своей величайшей радости. Такая любовь к Богу, наверное, поглощает всё мучительное, что мы можем испытать телесно. Дай Бог всем нам так возлюбить! Господь с Креста нам напоминает: «Вам будет тяжело, тягостно… Вам надо будет отвергнуть себя. Пускай вас не удивит, не ошеломит страдание — это Я забочусь о вас. Не бойтесь, вам будет хорошо: Я пошёл к Отцу Небесному, уготовать для вас обители».

Крест — памятка нам о том, что надо спасать свою душу. Это трудно, но не бойся этого труда. Иго Христово — оно действительно есть некоторая тягота, но это и самое лёгкое, что может человек выбрать в своей жизни. Вот грешники — они выбрали себе невыносимую ношу, не надо им завидовать. А мы выбрали самый лёгкий путь жизни, мы самые везучие люди: с нами Бог и на нас иго Христово. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Мф.11,12). Нам чужда протестантская позиция: «Раз я христианин — значит, я уже спасся». Мы знаем, что для спасения надлежит трудиться, — и не только пот проливать, но и кровь свою: отдать жизнь за то, чтобы выстоять в истине. Вот каков смысл того праздника, что пришёл сегодня в наш дом, — Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня.

Протоиерей Дионисий БУРМИСТРОВ, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала

предыдущая    следующая