Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

25 апреля — Поминовение усопших. Радоница

РАДОНИЦА — ХРИСТОСОВАНИЕ С УСОПШИМИ

«В Новом Завете отношение к усопшим иное, чем было до Христа. Люди, которые веровали в Спасителя и жили ожиданием Его, были спасены. Нам надо понимать, что нас так же омоют, оденут в хорошие одежды, положат во гроб, принесут в храм. Будут говорить речи, положат цветы. Но эти речи уже безполезны для нас, и запаха цветов мы не почувствуем. Мы только услышим молитвы об очищении грехов. Но надо надеяться не на человеческие молитвы, а на милость Божию», — говорит митрополит СПб и Ладожский Варсонофий. Для тех, кто не успел исправить свою жизнь, Святая Церковь постановила поминовение в особые дни. Один из них — Радоница.

Радоница — день особого всецерковного поминовения усопших. Празднуется Радоница на девятый день после Воскресения Христова, поэтому дата праздника меняется каждый год. В 2017 году Радоница выпадает на 25 апреля. Название праздника происходит от слова «радость». Чему же мы радуемся, приходя в этот день на кладбище и поминая почивших родных и близких? Во-первых, праздник Пасхи продолжается 40 дней, а Радоница приходится на эти дни. Мы идём после службы в храме на кладбище, чтобы разделить радость о Христе Воскресшем с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и жизнь вечную. Ибо мы и после смерти не перестаём быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22,32). Радуемся об освобождении Христом душ, заключённых во аде.

Почему же возник обычай поминать умерших сродников именно в эти дни? Дело в том, что от Четверга Страстной седмицы, на протяжении всей Пасхальной седмицы и в понедельник Фоминой недели Устав воспрещает гласное поминовение усопших. За эти дни в храмах накапливается много записок с поминаниями, да и сами верующие испытывают потребность церковно помолиться о почивших. Поэтому во вторник Фоминой седмицы и совершается это всеобщее поминовение. Ведь в Фомину неделю вспоминается сошествие Господа Бога нашего Иисуса Христа во ад, и как раз со вторника Фоминой седмицы Устав Церкви позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших. Ещё свт.Иоанн Златоуст учил: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слёз, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага». Искренние молитвы — наш долг перед ними.

В вере усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат обращение к ним живых и ответствуют на них, чаще всего незаметно для наших чувств, а иногда и весьма громогласно, как в 1463 году чудотворцы Печерские на пасхальное приветствие прп.Дионисия, «яко живи суще… и по смерти… от среды гробов отвечали: Воистину Воскресе».

Но христосование с усопшими должно быть действительно радостным христосованием, а не за­упокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос Воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть, и слезу прольют, но совершать заупокойную службу не дерзнут. От грусти на могилке для нас, людей, и в Пасху трудно удержаться совсем, но не надо ещё более увеличивать эту естест-венную, неосудительную и в Пасху грусть печальными заупокойными песнопениями, которые по церковному Уставу на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже из келейного и домашнего правила. «В Пасху на могилке священно­служителями приличнее всего совершить то, что обычно совершается при посещении на Пасхе священнослужителями домов их живых духовных чад, т.е. пропеть пасхальные песнопения, какие где принято, и как там в конце может быть присоединена ектения о здравии предстоящих, так здесь может быть присоединена ектения об усопших, разумеется, с красным, а не заупокойным «Господи помилуй», — писал выдающийся литургист свт.Афанасий (Сахаров, †1962).

Подготовила Дарья УГРЮМОВА

предыдущая    следующая