Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Культура и антикультура

СПАСТИ ЭРМИТАЖ!..

Всем известно, что в Эрмитаже до сих пор продолжается позорная выставка Яна Фабра. «Православный Санкт-Петербург» не будет отдавать свои страницы для её описания, вот только несколько зрительских отзывов, взятых из Интернета:

«Это что за искусство такое? что за каша в голове у создателя этой экспозиции?»

«Совсем с ума сошли! Мерзость! Это не свобода выражения, это извращение!»

«Дальше некуда. Деградация полнейшая».

«Это же просто кошмар! Над нами издеваются, когда выставляют ЭТО в музее, на наши налоги существующем!!!»

«Что случилось с г-ном Пиотровским???»

Этот последний вопрос мы в свою очередь задали известному патриотическому общественному деятелю, руководителю общественного движения «Стратегия» А.А.Артюху.

Анатолий Артурович ответил так:

— Впервые мы выступили против Пиотровского в конце 2012 года, когда Санкт-Петербург был потрясён скандальной выставкой британских «художников» братьев Чепмен. Вы, конечно, помните эту выставку, этот воплощённый ад: расчленёнка, совокупления, богохульства — вот чему были отданы залы Эрмитажа! Мы тогда провели ряд пикетов и твёрдо заявили, что такие выставки не только в Эрмитаже, но и вообще где-либо на Русской земле устраивать нельзя. Вы помните, как ответил на наши выступления Пиотровский? А он с предельной грубостью и высокомерием заявил, что все, кому не нравятся творения Чепменов, — идиоты, что русская публика ещё не доросла до столь высокого искусства и вообще — не зрителям указывать, что нужно выставлять в музеях. Мы написали заявление в прокуратуру. И что же? Прокуратура провела проверку, подключив в качестве экспертов… сотрудников Эрмитажа. То есть Пиотровский инспектировал сам себя — и понятно, какое он вывел заключение.

И вот новая выставка, новый «творец высокого искусства», некий Ян Фабр, который собирает по обочинам трупы сбитых машинами домашних животных, набивает из них чучела и потом показывает плоды своих трудов всему честному миру. Видимо, это искусство тоже слишком высоко для простых смертных, ибо, как мне рассказывают, на выставке Фабра в Эрмитаже детям зачастую делается дурно. Мы вновь написали заявление в прокуратуру, и нам пришёл чудный ответ: «Департамент культурного наследия Министерства культуры дал заключение, что эти экспонаты имеют художественную ценность». Мы отправили запрос, чтобы нам назвали имя и должность того эксперта, который дал такое заключение. Через неделю у нас раздаётся звонок, и мне говорят, что такого заключения никто не давал. Официального ответа я жду уже около месяца. Но мы его добьёмся, мы узнаем, на каком основании прокуратура даёт такие ответы. По нашему мнению — а мы смеем надеяться, что оно совпадает с мнением любого честного, здравомыслящего искусствоведа, — творения Яна Фабра — это уровень не Эрмитажа, а подворотни; пусть в подворотне их и выставляют. У нас, в конце концов, есть подпольные клубы извращенцев — там искусство Фабра с его некрофилией и зоофилией придётся как раз впору, а мы по-прежнему будем бороться за то, чтобы Эрмитаж оставался одной из величайших культурных сокровищниц России.

— Есть мнение, что выставки Чепменов и Фабра — это просто бизнес, способ провернуть некие спекуляции на международном рынке предметов искусства…

— Пиотровский делает деньги всегда, он этого и не скрывает… Вы помните несколько серьёзных скандалов, связанных с Эрмитажем, — скандалов, которые были вовремя замяты… А что касается Фабра и Чепменов, то схема бизнеса тут очень проста. Есть на Западе какие-то художники, которые западным сообществом не считаются ни великими, ни заслуживающими серьёзного внимания, но которые, однако, у всех на слуху. И вдруг Эрмитаж (а авторитет Эрмитажа, как вы понимаете, в мире весьма высок!) выставляет работы этих «творцов» среди своих безспорных шедевров. Что происходит в результате? В результате авторитет того же Фабра невероятно поднимается: ну как же, его же признали в Эрмитаже! — и, соответственно, цена на его работы стремительно растёт. За счёт этой разницы в цене и делается бизнес.

— Такова финансовая сторона дела. Но только ли ею всё ограничивается? Ведь для получения прибыли вовсе не обязательно выбирать столь скандальные работы…

— Да, есть и идеологическая составляющая во всём этом… Всякому человеку, знакомому с историей искусства, ясно, что во все века только вера в высшее начало помогала художнику по-настоящему развить свой талант. Религиозное искусство — высшая форма искусства! Это мы можем видеть и на примере нашей древней иконописи, и в классических работах западных мастеров. Искусство питается от веры! А если разделить веру и искусство? Тогда-то и начнётся деградация духа, расчеловечивание человека. Работы Фабра и Чепменов — они есть и продукт такой деградации, и в то же время причина её. Совершенно очевидно, что для Пиотровского Церковь есть враг. Это ясно из некоторых его заявлений, это ясно и из той непримиримой позиции, которую он занял в вопросе с ракой св.блгв. Александра Невского. Сколько лет ведутся переговоры о возращении этой святыни в Александро-Невскую Лавру, а воз и ныне там. Наше общественное движение в своё время провело такую акцию в Эрмитаже: мы пришли в музей, как обычные посетители, потом собрались у раки святого князя и устроили общее моление — без священников, без определённого чина, — просто помолились, как всегда молятся православные миряне у своих святынь. Этим мы хотели привлечь внимание общества к вопросу о возвращении раки и, конечно, попросить у св.блгв. князя Александра небесного заступления. Это мирное и вполне благопристойное действо вызвало, однако, порядочный скандал в определённых кругах. Характерно, что к числу возмутившихся присоединились и некоторые священники Санкт-Петербургской митрополии. Я говорю об о.Александре Степанове и о.Вячеславе Харинове. Оказывается, мирянам молиться без священника нельзя!..

Возвращаясь к Пиотровскому, хочу сказать: я уверен, что он один из тех, кто направляет толпы протестующих против передачи Церкви Исаакиевского собора.

— Как вы считаете, устраивая скандалы, подобные выставке Фабра, Михаил Пиотровский следует только собственным интересам, собственным вкусам или же он проводит политику некоторых международных сил, стремящихся разрушить нравственные основы нашего общества?

— Такого рода фигуры никогда не бывают совершенно самостоятельными: они, как правило, связаны и с трансконтинентальными корпорациями, и с масонскими кругами; ни для кого это не секрет, хотя официальных списков масонов и не существует. Некоторые мероприятия, которые проводились в том же Эрмитаже, загадочные западные ордена, которыми время от времени награждают Пиотровского, ясно говорят о том, что за силы его поддерживают. Думаю, что генеральный директор Эрмитажа имеет такое же отношение к России, какое в своё время имел верховный магистр Тевтонского ордена. Ясно, что такого человека не так-то просто убрать с его поста, хотя мы продолжаем требовать этого. В стране потихоньку ведётся борьба с тяжким наследием 90-х, и нужно постепенно наполнять систему разумными профессионалами, желающими работать на благо России. К сожалению, многие во властных структурах не понимают, что действия таких людей, как Пиотровский, ведут к разрушению нашей культуры. Да что говорить о Пиотровском, если даже о некоем Шнуре, авторе похабных песенок, мне говорили, что это «интеллигентнейший человек»! Так сказал мне известный петербургский историк и журналист Лев Лурье! После таких слов остаётся только руками развести. Ну хорошо, пусть Шнур, Пиотровский и иже с ними — интеллигенты. Но тогда следует признать, что это худшая часть нашей интеллигенции, та самая её часть, что в 1917 году устроила революцию и ввергла страну в хаос!

К сожалению, у нас нет действенных правовых механизмов для борьбы с такими людьми. Есть «Стратегия национальной безопасности», но приходится признать, что трактовать её можно различно и для опытного юриста не составит труда повернуть её против самой национальной безопасности. Необходимо принять ряд соответствующих законов, необходимо создать независимую экспертную комиссию, необходимо написать нравственную хартию российской культуры — всё это требует долгой и напряжённой работы. Мы надеемся, что у нашего общественного движения «Стратегия» появятся помощники в различных кругах российского общества, чтобы общими усилиями мы смогли возродить культуру нашей Родины.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая