Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Выбор

НАС ВСЕХ УЧИЛИ ПОНЕМНОГУ…

Есть ли сегодня в нашей стране возможность для перевода детей на домашнее обучение? Каковы плюсы и минусы домашнего образования? Отвечает психолог, матушка Марина РЯБКОВА.

В дореволюционной России домашняя форма обучения была нормой, а в допетровские времена — вообще единственной формой получения образования, когда приглашались учителя из духовенства или из людей, приближенных к Церкви. И образование тогда зиждилось на нравственных, этических и религиозных началах. С петровских времён всё сильно изменилось, было предписано, в первую очередь дворянским семьям, давать детям не только религиозное образование, но и обучать их правилам поведения. Стали приглашаться иностранные учителя, которые учили детей иностранным языкам, а также танцевать, музицировать, биться на шпагах... Учителей требовалось много, и потому Россию наводнили далеко не самые квалифицированные кадры. Расцветом домашнего образования считается XIX век, но уже наряду с гимназиями и высшими учебными заведениями. Домашнее образование того времени сопоставимо с современным образованием в начальных классах. То есть до 10—12 лет ребёнок обучался дома, а дальше переходил в гимназию. Такая система действовала до 1917 года и давала неплохой уровень образования, но происходил отход от национальных традиций. В советские годы домашнее образование было запрещено, разве что в качестве дополнительного обучения, в виде репетиторства, кружков. Общую школу должны были посещать все, если хотели получить в дальнейшем какое-то образование и профессию.

Вновь разрешено было домашнее образование в России с 1992 года и с тех пор успешно развивается. Почему эта форма образования вновь стала востребована? Многие родители недовольны тем, как и какие знания получают их дети в общеобразовательной школе. Неудовольствие вызывает, в первую очередь, уход от нравственных норм и этических принципов, а также низкий уровень образования. Есть случаи, когда в школах обворовывают, избивают, распространяют наркотики. Это всё настораживает.

Хочу сразу оговориться, что домашнее образование не исключительное право богатых семей. Какие же семьи выбирают для своих детей домашнее обучение? Это, прежде всего, семьи, где во главу угла ставится получение крепких знаний. Как правило, в таких семьях родители сами имеют педагогическую подготовку, а мамы имеют возможность не работать, а заниматься детьми. Также это многодетные семьи, где детей не на кого оставить.

Далее, это семьи, которые хотят дать ребёнку возможность изучить дополнительные предметы, изъятые из общеобразовательных школьных программ. Это семьи, где родители стремятся дать обучение с меньшими временными затратами, ибо домашнее обучение занимает меньше времени, чем официальные уроки в школе, которые длятся по 5—6 часов, а потом ещё дома надо часами готовить уроки. Времени на отдых просто не остаётся.

Также домашнее обучение хорошо подходит детям, которые тяжело налаживают отношения со сверстниками, не хотят вписываться в коллектив и не терпят никакого давления со стороны.

И, конечно, домашнее обучение подходит детям-инвалидам, детям, получившим травму или тяжело больным. Также это могут быть семьи, где дети активно занимаются спортом, музыкой, хореографией, рисуют и имеют довольно высокий уровень начального образования. Их профессиональная занятость такова, что посещать сразу две школы — художественную или спортивную и общеобразовательную — сложно. Далее, это одарённые дети, которые сильно опережают своих сверстников в развитии: в школе им скучно, и скука может плохо сказаться на успеваемости. Такие дети постоянно готовятся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям, а это занимает очень много времени. Ещё одна объективная причина — когда семья часто вынуждена переезжать (семья военного), и ребёнку трудно вновь и вновь привыкать к новым товарищам, новому месту и учителям.

И, наконец, православные семьи выбирают для своих детей домашнюю форму обучения, ибо хотят, чтобы ребёнок усвоил семейные, нравственные, традиционные православные ценности. Хотят оградить ребёнка от дурного влияния, которое, увы, существует.

Какова успеваемость детей, находящихся на домашнем обучении? Как правило, такие дети учатся успешно, а экзамены нередко сдают лучше своих сверстников, окончивших общеобразовательную школу. Школьную программу «домашники» проходят быстрее и полнее, что неудивительно — ведь учитель всё своё внимание уделяет только одному ученику. Сами дети активно пользуются библиотеками, умеют находить интересующую их информацию, с удовольствием читают дополнительную литературу по каждому предмету. И вузы с удовольствием берут таких детей, поскольку они демонстрируют очень высокий уровень знаний. Дети учатся не потому, что так надо, а потому, что сами хотят. Им интересно учиться. Они меньше смотрят телевизор, реже попадают в дурные компании.

Каковы психологические особенности детей, получающих домашнее образование? Эти дети более ответственны, любознательны, нацелены на учёбу. В дальнейшем среди них нет безработных, сидящих на государственном пособии. Эти дети имеют достаточно высокую самооценку, не боятся выражать свою гражданскую позицию (их ещё не запугали запретами), имея на всё собственное мнение.

Есть опасение, что они будут недостаточно социально адаптированы. Но, как показывает опыт, дети, которые до школы не ходили в детский садик, не хуже своих сверстников вживаются в коллектив. В играх домашние дети не хуже своих сверстников, при этом отличаются доброжелательным отношением к людям.

С другой стороны, домашним детям трудно принять какую-то модель поведения, с которой ранее в своей семье они не встречались. Тут могут возникнуть всевозможные недоразумения, ссоры, обиды. Домашние дети не привыкли к большим школьным нагрузкам, не имеют опыта общения с разными взрослыми людьми. И, к сожалению, дети, находящиеся на домашнем обучении, лишены коллективных походов в театр, экскурсий на предприятия в целях знакомства с различными профессиями, не участвуют в спортивных соревнованиях, общих праздниках... Родители не могут дать детям столь широкий и разнообразный круг общения.

Словом, прежде чем выбрать ту или иную форму обучения, — взвесьте все «за» и «против». В нашей стране есть интернет-ресурсы, помогающие людям, желающим учить своих детей дома.

Записала Дарья ЕГОРОВА

предыдущая    следующая