Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Исаакиевский собор

СИМВОЛ ПРИМИРЕНИЯ ИЛИ ЯБЛОКО РАЗДОРА?

Весь февраль православная общественность Санкт-Петербурга с тревогой следила за ситуацией вокруг передачи Церкви Исаакиевского собора. Сегодня мы попросили сказать своё слово на эту тему известного патриотического общественного деятеля, руководителя общественного движения «Стратегия» А.А.Артюха.

— Как вы считаете, Анатолий Артурович, сегодня уже поставлена точка в истории с Исаакием?

Нет, конечно.

— В какой же стадии находится, по-вашему, дело?

— Едва ли не в тупиковой стадии — так мне кажется. Я не вижу со стороны наших властей приемлемых предложений для примирения враждующих сторон.

— А какой путь примирения вы считали бы приемлемым?

— Один из возможных путей «Народный собор» предлагал ещё год назад: создание при Исаакиевском соборе наблюдательного совета, который взял бы на себя решение этого вопроса в рамках диалога. Собственно, над этим мы сейчас и работаем. Мы согласовали нашу работу с администрацией Петербурга, и сейчас согласовываем с Москвой. Надеемся, что Святейший поддержит нас и благословит это начинание.

А кто, по вашей мысли, должен входить в такой совет?

— Мы хотели бы пригласить администрацию Петербурга, представителей нашей Митрополии, общественные организации и музейное сообщество. Совершенно уверен, что когда они сядут за стол, то никаких разногласий не возникнет. Я не говорю о провокаторах, с которыми безполезно разговаривать: какие доводы им ни приводи, они всё равно будут искать зацепку для новых провокаций. Но на каждый вопрос, который ставится людьми, действительно заинтересованными, наблюдательный совет должен дать определённый ответ. Кто берёт на себя ответственность за экспонаты? Какая судьба ждёт рядовых сотрудников музея? Не будут ли они попросту выброшены на улицу? Как направить работу музея, чтобы она не мешала церковным службам? И кто, собственно, руководит работой музея? Государство? Церковь? И соответственно, кто будет распоряжаться финансами: Комитет по культуре, лично директор музея Н.В.Буров, митрополит Варсонофий или Святейший? Пока на эти вопросы нет ответа, у провокаторов есть повод нагнетать обстановку.

«Народный собор» ещё год назад говорил: прежде чем заниматься передачей собора, следует подготовить общественное мнение: выпустить соответствующие буклеты, снять хороший, познавательный фильм об Исаакии, в котором рассказывалось бы, какую ценность представляет собор для России, как он строился, как он был разграблен революционерами… Пусть в этом фильме народу объяснят, что если собор до революции и принадлежал не Синоду, а государству, то ведь и государство-то было православным и царь являлся главой нашей Церкви. Если всё это как следует объяснить, то доводы нынешних «градохранителей» просто повиснут в воздухе!

Соединить храм и музей — это огромная работа, и работа созидательная. Сейчас я созидательной работы не вижу, даже планов её пока нет. Речь сейчас идёт о мере ответственности: раз кто-то берёт ответственность за собор на себя, то ему следует озаботиться тем, чтобы как минимум не навредить.

Я читал недавнее интервью Н.В.Бурова — там нет никаких разумных предложений, он только плачется: «Мол, я не знаю, что будет с уволенными работниками, я не знаю, что будет с экспонатами…» На самом деле он должен был бы поставить вопрос таким образом: «Я готов служить России и Православию, я готов и своё отдать, лишь бы собор вернулся Церкви, — а мы, музейщики, как профессионалы, готовы организовать музейную работу». Я думаю, что их услуги весьма понадобились бы Церкви. К сожалению, Николай Витальевич ничего подобного не предложил; я думаю, что у него есть на то свои мотивы.

Надо, чтобы наш губернатор и наш митрополит встали перед телекамерами и заявили: «У светской и церковной власти нет разногласий! Россия — великая страна, у неё есть и духовная, и культурная составляющая, поэтому мы объединяем свои усилия, чтобы, во-первых, храм вернулся Церкви (это не обсуждается, тем более что на то есть соответствующий указ президента), а во-вторых, чтобы люди по-прежнему могли знакомиться с безсмертной петербургской культурой.

— Но всё это пока только задумки, а в жизни противники передачи собора чувствуют себя едва ли не победителями… Есть ведь такое мнение, что шум вокруг Исаакия — это своего рода репетиция перед настоящим российским майданом…

— Да это и есть майдан, просто у него нет сил, чтобы развернуться в полную ширь. Если наши «градохранители» выбрасывают такие призывы, как «Губернатора в отставку!» — то что это, как не мини-майдан? Назвать его победоносным, конечно, никак нельзя, но надо понимать и другое: пока представители государственной власти и Церкви не дадут ясного и чёткого ответа на все вопросы, пока они спокойно и развёрнуто не объяснят свою позицию, противники передачи собора будут продолжать безчинства. Вы помните историю с богохульством в храме Христа Спасителя? Что сделал тогда Святейший? Он вывел народ на улицу, он призвал православных к общей молитве, всенародно обличил хулителей, и власть тоже не осталась в стороне, плясуньи были наказаны по закону. Вот прекрасный пример взаимодействия государства и Церкви — именно этого нам сейчас и не хватает в Петербурге. Если власти светские и церковные ясно скажут, что, возвращая собор, мы выполняем указ президента «О стратегии национальной безопасности», где прямо сказано, что защита традиционных ценностей является приоритетом для развития страны, — тогда все протестующие сами поставят себя в положение маргиналов. «Вы против национальной безопасности? Вы против духовного развития страны? Может быть, вам вообще «эта страна» не нравится? Тогда, пожалуйста: чемодан — вокзал — до свиданья!» В своё время «пусси» были посажены в тюрьму. Я не призываю сделать то же с вождями наших «градозащитников» — Вишневским, Резником и др., — но думаю, что в качестве некоего общественного порицания неплохо было бы обязать их с месяц поработать мётлами на Исаакиевской площади: если они любят гадить в нашем городе, то пусть хотя бы уберут за собой. А если серьёзно, то их давно нужно вызвать в отдел по борьбе с экстремизмом и сделать строгое предупреждение. Они зарабатывают деньги на своих акциях — пусть теперь ответят перед законом.

— По вашим наблюдениям, как вы считаете: город в целом за передачу собора или против?

— Конечно, за. Люди у нас, даже малоцерковные, весьма редко ходящие в храм, как правило, относятся к Церкви по-доброму, с сочувствием. Я лишний раз убедился в этом на крестном ходе в память св.блгв. кн.Александра Невского: среди многих тысяч собравшихся на него было немало нецерковного народа, который, однако, сердцем был со всеми молящимися.

Но — да, у нас есть люди, которых легко заразить общей истерикой. Достаточно бросить клич: «Безсовестные попы хотят что-то у кого-то отобрать!» — и определённое число простодушных тут же кинется «защищать справедливость». Как тут поступить? Это вопрос к власти. У нас народ привык, что есть начальство и оно должно командовать, — это совершенно правильная позиция. Если губернатор открыто заявит: «Я против всевозможных провокаций и я своей властью их пресекаю!» — то народ с радостью поддержит Георгия Сергеевича. Не меньшим авторитетом пользуется у нас и священноначалие. Если митрополия скажет: «Мы заботимся о национальной безопасности, мы исполняем указ президента», — то это будет понято. К сожалению, таких прямых заявлений мы пока не слышим, а следовательно, народ слушает то одну, то другую сторону, и в голове у него начинается майдан… Наши провокаторы — создания хищные: если им дать палец, то они тут же пожелают отхватить и всю руку. К сожалению, я вижу, что власти уже протянули палец в их сторону, — но ещё не поздно его отдёрнуть.

— Как вы думаете, сколько ещё продлится противостояние?

— Вероятно, год — не меньше, — хотя, может быть, и не всегда столь остро, как в эти дни. Так или иначе, а за этот год необходимо всё подготовить: начать формирование общественного мнения, создать наблюдательный совет, выступить с заявлением… Уверен, что в конечном счёте мы победим.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Передача Исаакиевского собора Санкт-Петербурга в год столетия революционных событий призвана стать символом примирения нашего народа. Когда-то разрушение храмов, массовые убийства верующих стали ужаснейшей страницей национального разделения. Теперь мир вокруг возвращённых церквей должен стать олицетворением согласия и взаимного прощения — белых с красными, верующих с неверующими, богатых с бедными. Ведь красота Исаакиевского собора одинаково доходит до сердца каждого человека, независимо от национальностей, убеждений, веры, языка, на котором он говорит. Церковь молится о том, чтобы возвращение Исаакия остановило злые помыслы людей, делающих из дома молитвы причину раздора. Верим, что всемилостивый Господь принесёт мир и рассеет сомнения, создаваемые по незнанию и неведению».

предыдущая    следующая