Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

У БОГА ВСЕ ЖИВЫ

Как молиться за умирающего человека. При отходе человека из этого мира над ним читается особый «Канон молебный при разлучении души от тела». Он читается «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущаго глаголати», и часто его называют отходною (молитвой). Для чего читается отходная? В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. Особенно тяжело душе первые три дня. При выходе из тела душа встречает Ангела Хранителя, данного ей при святом крещении, и духов злобы. Вид последних так ужасен, что душа мечется и трепещет при виде их. Родным и друзьям умирающего нужно постараться молитвой облегчить душе выход из тела.

Омовение и облачение умершего. Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. В нём некогда жил и действовал животворящий Дух Божий (см.1Кор.6,15—19). Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? После омовения тело христианина одевают в новые светлые одежды. Если вдруг на человеке во время кончины не было креста, то после омовения его обязательно надевают. Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться о его упокоении — благочестивое дело. Не уклоняйтесь от участия в нём: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.

В течение трёх дней над умершим непрерывно читают Псалтирь.

После церковного отпевания следует последнее целование. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди).

Третий, девятый, сороковой дни, год памяти по умершему. Господь воскрес на третий день; поэтому и нам надо в этот день усиленно молиться Ему, памятуя о почившем, что скончавшийся крещён был во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Поминовение усопшего в третий день имеет ещё значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда прп.Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, Ангел ответил: «Когда в третий день бывает в церкви поминовение, тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за неё совершено, от чего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса для поклонения Богу всяческих».

Девятый день. Прп.Макарий, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Всё это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца. Созерцая всё это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлёкшись удовле­творением похотей, я провела большую часть жизни в безпечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы!». Затем душа опять возносится ангелами на поклонение Богу.

Сороковой день. Прп.Макарий рассказывает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых. По местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща, чтобы и самой ей не быть заключённой в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».

После смерти человека должно позаботиться о сорокоусте — ежедневном поминовении во время Божественной литургии в течение сорока дней. Святая Церковь приносит милостыни и безкровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное. В третий, девятый и сороковой дни заказывают в церкви обедни об упокоении усопшего.

Годовая. День смерти христианина есть день рождения его для новой, лучшей жизни.

В дни поминовения дома собираются за трапезой родные и близкие, дабы в совместной молитве просить у Господа оставления грехов и упокоения души усопшего во Царствии Небесном.

Почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших. Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда (Второго Пришествия Господа, во время которого Он будет судить всех живых и мёртвых). Но до этого всё же возможны изменения в загробной участи души, особенно благодаря принесению за неё молитв Церкви и творению нами добрых дел в память об умершем.

Что ещё важно знать. Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Соборования (Елео­священия). Были случаи явления усопших, которые свидетельствуют о том, что ради этих Таинств они помилованы за гробом. В церкви молиться можно только о крещёных. Нельзя отпевать, равно как совершать любые церковные поминовения некрещёных или иноверцев. В храме в первый день Пасхи и Рождества Христова отпевание не совершается.

Обычай поминать умерших в Пасху на кладбище — мирской: до Радоницы Церковь открыто не молится за усопших, только тайно, на проскомидии. Нельзя готовить скоромный поминальный стол во время постов, по средам и пятницам, а также в эти дни приносить скоромное в церковь на канун. Церковь не молится за человека, покончившего жизнь самоубийством. Если же самоубийца совершил непоправимый свой поступок в невменяемом состоянии, то нужно принести справку о его болезни в епархиальную каноническую комиссию, где дадут разрешение на церковное отпевание.

Очень хорошо подавать за усопших духовную милостыню (особенно духовные книги). Духовная милостыня настолько ценней материальной в очах Божиих, насколько душа дороже тела.

Глупые суеверия. Завешивать зеркала и стёкла в доме, где есть покойник; закрывать форточки и окна (чтобы душа умершего не упорхнула); ставить под гроб ёмкость с водой (в которой душа отмывается); класть в гроб деньги, вещи и продукты; класть на лицо покойного блин, а потом съедать его (веря, что этим уничтожаются грехи усопшего); верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища остальных, умрёт; бояться смотреть из окна на похоронную процессию (а не то умрёшь); на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб; рассыпать по могиле хлебные крошки; подавать в храме записки за самоубийц в Духов день; верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы; верить, что неотпетая душа остаётся на земле призраком; верить, что кремация послужит причиной болезней детей или внуков кремируемого, — все эти обычаи и приметы продиктованы суеверным страхом перед смертью. А суеверие, то есть суетная вера, ни на чём не основанная, недостойна истинных христиан.

Подготовлено по книге: У Бога все живы. М., 2007.

предыдущая    следующая