Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Люди Твоя, Господи

«И СВЕТИТ ВСЕМ»

Прошедшая в январе в ВЦ «Московские ворота» православная выставка-ярмарка была богата на интересные встречи. Одна из них — со священником Димитрием Пономарёвым, автором книги о прп.Антонии Дымском и Антониево-Дымском мужском монастыре близ нынешнего г.Тихвина, основанном преподобным.

«…Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем…» (Мф.5,15) — сказано в Евангелии. Слова эти в полной мере можно отнести к преподобному Антонию Дымскому (ок.1157—1273), духовный подвиг которого, как свеча в ночи, светит всем нам, немощным и духом, и плотью. Кто же он, прп.Антоний Дымский?

Однажды благочестивый отрок пришёл в храм и во время Божественной литургии услышал слова евангельского чтения: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16,24). Слова Спасителя юноша понял как призыв к новой жизни и отправился в обитель Спаса, что в Хутыни близ Новгорода, на правом берегу Волхова, и был принят прозорливым старцем прп.Варлаамом Хутынским. Потом юноша побывал в Константинополе и на Святой земле, посетил палестинские монастыри. Видимо, тогда у него и возникло желание совершенного пустынножительства по образу восточных отшельников. Однажды он был приведён Богом на Дымское озеро, лежавшее среди дремучих лесов, окружавших Великий Новгород. На берегу озера он ископал  себе пещеру и стал жительствовать. Дни проводил в трудах, ночи — в молитве. Посреди Дымского озера отшельник обнаружил большой камень, верх которого едва виднелся из воды. Антоний подплывал на лодке к камню и дни и ночи молился, стоя на нём. Прп.Антоний — единственный святой Русской Православной Церкви, совершивший подвиг столпничества на водах.

Вскоре слава об Антонии разнеслась по Руси, к нему начинает отовсюду притекать братия, чтобы разделить с ним его посты, труды, бдения и молитвы. Когда собралось довольно братии «на Дымях», общим советом было положено основать новый монастырь в честь первоначальника православного монашества — прп.Антония Великого. 30 лет — с 1243 по 1273 год — прп.Антоний Дымский отдаёт созиданию своего монастыря. А предчувствуя свою кончину, даёт последнее целование и напутствие братии. С тех пор преподобный никогда не покидал монастырь, святыми мощами своими всегда был здесь.

Минуло 100 лет. Деревянный храм, который строил сам прп.Антоний с братией, обветшал. Решили на его месте новый строить. Когда разбирали старый храм, натолкнулись на захоронение. Хоронили в XIII веке неглубоко — от силы 30—50 см. И, по всей видимости, побезпокоили и таким образом обрели мощи прп.Антония. На месте захоронения были явлены чудеса исцеления, и с тех пор начинается почитание Антония как святого.

Но как узнали, что мощи принадлежат св.Антонию? Дело в том, что кроме тяжёлых вериг преподобный носил шлем, примерно шести кг весом, с широкими полями, прибитыми к шишаку гвоздями. Кончики гвоздей впивались в голову Антония, изъязвляли кожу до костей, по лицу текла кровь. Святой терпел муки, подобные мукам Спасителя от тернового венца. От постоянного давления гвоздей на голове образовались костные мозоли, по которым и опознали, что это честная глава прп.Антония Дымского.

Новопостроенный двухэтажный храм простоял до 1409 года, когда на Русь напали полчища татар. Братия, боясь разорения обители, мощи преподобного опускают под спуд, шляпу святого и колокола — в озеро, а сами ушли. Татары сожгли опустевший монастырь.

Со временем, когда на берегу Дымского озера вновь возродилась монашеская жизнь, братия не стали восстанавливать обитель на месте пепелища. Новый монастырь построили много ближе к берегу озера, где он стоит и поныне. Оттого-то светские учёные утверждают, что Дымский монастырь существует с XVI века, а раньше здесь не было никакой монашеской жизни. Чтобы установить истину, всего-то надо произвести археологические раскопки в том месте, где ранее стоял монастырь, основанный прп.Антонием. Но кто будет этим заниматься, кто будет финансировать раскопки?

До недавнего времени даже раздавались голоса, что и прп.Антоний не существовал как историческая личность, что его придумали. Но зачем? Или в Русской Православной Церкви святых мало? Каждый день чествуем не одного, а нескольких святых. Слава Богу, в Новгородском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится икона св.Симеона Столпника, датированная 1465 годом. На нижнем поле иконы надпись на церковнославянском языке, что сия святая икона написана к преподобному Антонию на Дыме. Если прп.Антония Дымского придумали в XVII веке, как богомазы могли написать эту икону в середине XV века?

Вот так Господь открывает всевозможные свидетельства о существовании Своих подвижников и совершённых ими подвигах.

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая