Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вы спрашивали

МОЖНО ЛИ КУПИТЬ ЗДОРОВЬЕ?

Было время, когда любящие мамы и бабушки умели оказать своим детям, внукам и другим домочадцам необходимую первую помощь простыми домашними средствами: попарить ноги, уложить в постель, поставить компресс, сделать паровую ингаляцию, напоить тёплым молоком или чаем с лимоном, клюквой, калиной, малиной, мёдом. Могли обработать ссадину, наложить повязку, приложить холод на место ушиба... Детей старались утешить: рассказывали сказку, пели колыбельную. Ведь от психоэмоционального состояния больного во многом зависит скорость его выздоровления. Успех лечения подчас зависит в большей степени именно от ухода за больным, от выхаживания, пе΄стования. Конечно, проявление заботы и милосердия требует от близких людей много сил, внимания и времени. Но в случае необходимости обязательно обращались за помощью к врачу. Ведь и в Библии сказано: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь со­здал его, и от Вышнего — врачевание...» (см. Сир.38,1—15). И что уж греха таить: доверия к врачу прежде было гораздо больше, чем сейчас.

А что сейчас? Гораздо проще спросить в аптеке разрекламированный лекарственный препарат или просто биодобавку и не долго думая предложить близкому — пусть лечится, вдруг поможет?

Если ещё в недалеком прошлом лекарственные препараты можно было приобрести в аптеке только по рецепту или без рецепта, но непременно по рекомендации врача, то в настоящее время народу предоставлена широкая возможность самостоятельного выбора из невероятного разнообразия фармакологических средств. Рынок лекарственных препаратов и медицинских услуг активно развивается. В результате потребитель становится не защищённым перед растущим валом рекламной информации, которая не всегда бывает корректной, а порой, в погоне за прибылью, и не вполне достоверной. Разновидностью недостоверной рекламы является реклама биологически активных добавок, когда изготовитель рекламирует производимый им продукт (но никак не лекарственный препарат) как единственное универсальное средство для лечения тех или иных заболеваний. Для рекламы таких лекарств и медицинских услуг используют «известных людей» — артистов, политиков, а иногда и изображение в рекламе образа, похожего на фармацевтического или медицинского работника, детей. При этом участвующие в рекламе люди не несут ответственности за эту информацию.

Кор.И.Рубцова: — Один мой знакомый жаловался, что купил лекарство, реклама которого на телевидении сопровождалась девизом «просто будь мужчиной», а оно не помогло...

— Увы, напористая реклама, подробно, доступно и красочно излагающая сведения о чудо-препарате, убеждает потребителя купить предлагаемый товар. Таким образом, продвижение на фармацевтическом рынке всяческих лекарств и товаров «для здоровья», а также расширение круга медицинских услуг подталкивает людей заниматься самолечением, что заканчивается порой нанесением вреда организму. По данным Всемирной организации здравоохранения, самолечение занимает пятое место по числу причин смертей в мире, уступая только травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням.

Мировой рынок лекарственных средств активно развивается. Фармацевтическая промышленность является, по сути, высококонкурентоспособным бизнесом, успех которого зависит от изучения потребительского рынка и рекламы лекарств. И в России при выборе средства для самолечения покупатели ориентируются, как правило, на рекламу и на советы родственников и друзей. Кстати, можно проследить чёткую зависимость роста продаж того или иного безрецептурного лекарственного препарата от объёма его рекламы на ТВ. Так, один из лидеров рекламных роликов о противовирусных средствах (назовём его препарат А) в 2006 году занял первое место среди продаж безрецептурных препаратов.

Кор.И.Рубцова: — Кстати, стоят разрекламированные лекарства немало. А ведь если разобраться, многие дорогостоящие жаропонижающие, противовоспалительные препараты созданы на основе дешёвого парацетамола, многие сосудосуживающие капли от насморка — на основе галазолина, многие обезболивающие средства — на основе старого доброго анальгина (метамизол натрия), против кашля неплох грошовый «Мукалтин», при боли в горле — «Люголь».

— Согласно данным, собранным ассоциациями потребителей ряда стран, интенсивная реклама лекарств приводит к нарушению врачебных предписаний в отношении выбора конкретного лекарственного препарата (он на практике заменяется на рекламируемый).

Многие лекарства, которые сейчас выпускаются без рецепта, должны применяться только по назначению врача. Например, корвалол и валокордин вызывают привыкание, а при длительном применении этих препаратов ухудшается память, нарушается умственная деятельность вплоть до слабоумия. Безконтрольное использование обезболивающих препаратов (анальгетиков) приводит к развитию болезней крови. В нашей стране наметилась тенденция к увеличению продаж антидепрессантов, что небезопасно и способствует возникновению зависимости от них.

В России действующее законодательство о рекламе лекарственных средств допускает рекламу на радио, телевидении и в печатных СМИ, допускает рекламу безрецептурных лекарств, потому что они более прибыльны, так как наценка на них доходит до 50%, тогда как на рецептурные она не превышает 30%. В итоге продажа безрецептурных препаратов неуклонно растёт, поскольку лишь около 20% россиян посещают врача в случае болезни, а 58% предпочитают самолечение.

Как обстоят дела за рубежом? Во всех странах ЕС запрещена какая-либо реклама безрецептурных средств! Слава Богу, наши депутаты тоже не все дремлют. Не так давно на рассмотрение в Государственную думу поступило предложение нескольких депутатов статью 7 «Закона о рекламе» (ФЗ №38), содержащую список товаров, реклама которых не допускается, дополнить запретом на рекламу «лекарственных средств, медицинских изделий, а также методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации вне специализированных мероприятий и медицинских печатных изданий». Согласно пояснительной записке к тексту законопроекта, безконтрольное использование «лекарственных средств провоцирует рост смертности от самовольного их потребления». По мнению авторов, реклама воздействует на потребителя и заставляет его сделать выбор в пользу рекламируемого лекарственного средства, минуя консультацию врача. В тексте пояснительной записки говорится, что «по данным отечественных токсикологов, более 60 000 россиян ежегодно умирают от самолечения фармацевтическими препаратами» — эти средства были навязаны рекламой. Тут уместно привести слова апостола Павла: «Блюдите, како опасно ходите!» (Еф.5,15). В комитете Госдумы по охране здоровья поддержали законодательную инициативу депутатов по введению ограничения рекламы лекарств. Давайте же и мы будем поступать с осторожностью и рассуждением как по отношению к себе, так и к близким.

Врач высшей категории Н.Ф.ЖАРКОВ, член правления Общества православных врачей СПб имени свт.Луки (Войно-Ясенецкого)

предыдущая    следующая