Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Уроки Православия

«ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ СИЛОЙ БЕРЁТСЯ!..»

Известный всему нашему городу протоиерей Александр Захаров, настоятель храма свв. Царственных Страстотерпцев в посёлке Сологубовка, пришёл на Зимнюю Православную выставку в СКК, чтобы поговорить с нашими верующими. Встречи с о.Александром все­гда собирают множество народа: все знают, что он способен ответить на самые сложные и животрепещущие вопросы православных мирян. Несколько таких вопросов и ответы о.Александра мы записали для вас.

— Как нам научиться терпению, не раздражаться, научиться молчать, когда надо молчать?

Так это же очень легко: взять нитку, иголкуи зашить себе рот! Ну, на крайний случай можно просто водички в рот набрать

Нет, я шучу, на самом-то деле это архисложная задача! Уметь никогда не раздражатьсяэто высший пилотаж духовной жизни. Но вы всё-таки начните учитьсялиха беда начало. Я бы посоветовал вот что: прежде всего постарайтесь не выплёскивать своё раздражение наружу. Как бы там внутри у вас ни клокотало, но вы не спешите выпускать эту энергию на волю, не торопитесь как можно красочнее рассказать собеседнику, что вы про него думаете. Постарайтесь эту клокочущую энергию направить внутрь: начните с тем же жаром молиться (не вслух!) — и за него, и за себя. И пока клокотание не уляжется, рот не открывать! Ведь вы знаете поговорку: «Слово серебро, молчаниезолото». А чтобы сразу пришёл покой в душу
такого не бывает. Дух миренего даже Серафим Саровский считал венцом духовного возрастания, последней ступенью небесной лествицы. Он тысячу дней и ночей на камне молился, чтобы дух мирен стяжать.

Мы-то с вами не Серафимы Саровские, — но плох тот солдат, который не хочет быть генералом.

— Моя мама вскоре после моего рождения сделала аборт, и мой младший братик так и не родился… Мама потом об этом пожалела. А у меня из головы не выходит этот ребёнок: он должен был быть моим братом! Его от меня оторвали, словно часть тела! Я постоянно чувствую его рядом со мной, как будто бы он чего-то от меня ждёт. Что я могу сделать, чтобы помочь ему и самой приобрести покой?

Надо сказать, для меня это очень редкостный случай: сестра жалеет о нерождённом братикеЯ точно знаю, что ни одна женщина, сделавшая аборт, до конца дней этого не забудетвсегда этот грех тяжёлым бременем на душе лежит, — но чтобы сестра страдалаЧем тут помочь? Тут и маме, и дочке можно посоветовать одно и то же: совершайте дела милосердия, приносите плоды покаяния. Матери не только словесно покаяться надо, а плоды покаяния приносить: постарайтесь вместе с дочерью найти таких детишек, которые нуждаются в помощи, — в детских домах, в неблагополучных семьях или где-то ещё. Найдите и помогайте им, чем можете.

— Что такое дар молитвы? Как научиться внимательной молитве? Оказывается, молиться очень трудно!.. Или следует понуждать себя к молитве? Но тогда уходит некое святое горение… И ещё один вопрос: как часто следует причащаться?

Я начну с конца. Даже у опытных церковных людей, даже у священников и богословов мнение на сей счёт разное. Одни говорят, что причащаться надо как можно чаще, другие с этим не согла­сны. Даже Синод по этому поводу собирался, но и тут единомыслия найдено не было; рекомендовали верующим поступать по обстоятельствам. Что поделать? Тот, кто желает видеть в Церкви полное и безоговорочное согласие по любому вопросу, тот по мере знакомства с церковной жизнью может несколько разочароваться: такого совершенного согласия в церковной среде не наблюдается. Когда я в семинарии учился, нам объясняли так: догматическая сторона церковной жизни делится на три части. Первая частьэто догматы, которые принимаются всеми и целиком. Второй разрядэто так называемые теологумены. Теологуменэто мнение Церкви, которое разделяется подавляющим большинством святых отцов, но при этом не было принято в качестве догмата ни на одном из Вселенских Соборов. Третий разрядэто частные бого­словские мнения, и это самая обширная область. Наверное, неразумно стричь всех под одну гребёнку. Совершенно безсмысленно из штангиста делать балерину или наоборот. Что касается причащения, то есть мнение, что желательно это делать часто. Многие авторитетные и даже святые люди высказывались за это. Среди них для нас, питерских, наиболее близок св.прав. Иоанн Кронштадтский, который служил каждый день и каждый день причащался. Но есть и мнение, что надо разумно к причащению подходить, и такое мнение тоже имеет свои резоны: человек может утратить чувство благоговения и подготовиться к таинству как следует не успеетИоанн Кронштадтскийэто Иоанн Кронштадтский, нам за ним не угнаться. Если же вы спросите моего частного мнения, то я стараюсь придерживаться золотой середины. Когда я был мирянином, мне духовник советовал причащаться раз в семь месяцев, и для меня это был самый подходящий совет: успеешь и подготовиться как следует, и попоститься, и в то же время это не так редко получается. Потом, когда я сам стал священником, то стараюсь теперь сообразовываться с жизненными обстоятельствами. Был у меня случай, когда я одну болящую три дня подряд причащал. Она меня об этом просила, а моё сердце подсказало мне, что в данном случае так и надо. Но я всегда помню, что говорили мне более опытные священники, в частности, отец Василий Ермаков! Он высказывался за то, чтобы приступать к таинству Причащения не часто.

Что же касается молитвыЭто ведь дар Божий внимательная сердечная молитва. А дар отличается тем, что его могут дать, а могут и не дать, это не от нас зависит. Мне на исповеди порой говорят: «Батюшка, каюсь, я не люблю ближних». — «Так погоди: любовьэто такой же дар Божий, как и молитва. Тут ты как себя ни понуждай, ничего не получится». Научиться любить нельзя, приказать себе любить тоже нельзя. Как это я себе прикажу? «А ну-ка, дрянь ты такая, давай начинай любитьНет, по нашему приказу ничего не выйдет: или есть дар любви, или его не имеется. Но вот что в наших силах: пока мы этот подароклюбовьот Бога по каким-то причинам не получили, надо делать дела любви, вот это уже зависит от нас. Можно ведь делать добро человеку, даже не питая к нему симпатии. А может быть, даже испытывая антипатию! Он, допустим, насолил мне намедни, и мне даже смотреть в его сторону противноНо если мне сообщили, что у человека дом сгорел или другая какая беда приключилась, то надо помочь даже тому, кто мне насолил. Ты хотя бы через «не хочу» дело доброе делай, ты хотя бы молись о нём Спаситель ведь этому учил. И если мы будем делать то, что от нас зависит, то Господь нам подарит и то, что от Него зависит. Даже в Евангелии есть такие слова: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12), — это как раз о таком усилии сказано. Церковная жизнь всегда требует какого-то понуждения. К сожалению, так устроено, и не только в церковной жизни: все мы знаем, что подниматься гораздо тяжелее, чем спускаться. По лестнице когда ещё заберёшься, а вниз на саночках легкотолько отпусти, и само полетело. Так же и тут: к чему-то доброму всегда надо себя нудить, всегда приходится брать себя за шиворот и вести. Праздно лежать на боку перед телевизоромна это не нужно никакого труда. Что касается того, что, как тут написано, при понуждении к молитве «уходит святое горение»… Да, от этого не уйдёшьНо мне запомнилось, как кто-то из Оптинских старцев ответил, когда ему задали вопрос: «Что делать, если молитва внимательная, сердечная, которая, как мы все понимаем, только и нужна, — если она не получается? Как тогда быть? Молиться механическиСтарец на этот вопрос ответил: «Лучше есть чёрствый хлеб, чем никакого».

— Святые люди говорят, что к Святой Чаше нельзя подходить, не примирившись со всеми. Как это понимать? Ведь до конца истинно мирными быть со всеми невозможно?

Вот этот вопрос по существу! «Как причащаться, не примирившись Действительно, это очень сложно. Апостол, конечно, советует: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12,18). Но как в этом деле добиться взаимности? Это очень сложно. Может, я и буду молиться за того человека, с которым поссорился, но не факт, что этот самый человек по моим худосочным молитвам вдруг раскроет объятия и скажет: «Радуйся, брат, — снова друзья мы с тобойПоэтому как минимум требуется, чтобы хотя бы с нашей стороны ни к кому не было враждебного отношения, чтобы мы всю свою злобу поисповедали, аще возможно, прощения попросили, а если он всё-таки не может вас простить, то пусть это на его совести остаётся, а нам следует самим ни на кого не сердиться.

— Отец Александр, не секрет, что на верующих часто восстают атеисты. Как же себя вести в таком случае? Вступать в спор совершенно не хочется, но и ничего не отвечать в защиту православной веры тоже не получается.

Есть такое выражение: «Слова в деле убежденияэто карлики, а примерывеликаны». Убедить кого-то в чём-то одними словамиэто сложно. Нужны не слова, сегодня нужны примеры. Я вам две истории расскажу: одна давнишняя, а другая совсем свежая. Когда я служил в храме на Гутуевском островевместе с прихожанами поднимал этот чудесный храм из руин, — был вместе с нами один человек по имени Карл Петрович. Он хорошо разбирался в строительном деле и много помог нам различными полезными советами. Отличный человек! Вот толькоатеист. Много раз он мне об этом говорил: мол, не верю ни во что, чем и горжусь! Однако человеком, повторяю, он был очень хорошим и пользу нам приносил немалую. Однажды у нас в храме случилось чудоМногие о нём помнят: обновилась икона Рождества Христова. Карл Петрович пришёл, внимательно посмотрел на обновлённую иконуПотом отправился ко мне в кабинет. «Отец Александр! — говорит. — Но этого же не может бытьИ ещё раз: «Этого же не может бытьПомолчал, потом закончил: «…Но это фактИ пошёл креститься. Окрестили его с именем Константин.

И вторая история: в нашем Реабилитационном центре в Сологубовке, где мы стараемся помогать нарко- и алкоголезависимым людям, проходил реабилитацию некий раб Божий. Он был своего рода знаменитостью у врачейборцов с пьянством: никто не мог с ним совладать. Надо его видеть: это человек огромный, обладающий страшной физической силой. Мне рассказывали, что ему ничего не стоило, например, раздвинуть железные прутья решётки и убежать из палаты, что он и делал неоднократно. Говорили даже, что однажды его привязали верёвками к кровати, но он поднялся вместе с кроватью и с кроватью на спине ушёл. И вот он у нас в центре. Мы с ним работаем по нашим методикамИ тут как раз у нас проходит областной семинар для всех, занимающихся помощью зависимым людям. Собрались медики со всей области, и многим из них был этот раб Божий хорошо известен. Вот он сидит перед ними спокойный, трезвый, — а врачи не могут поверить своим глазам. Один из участников семинара ходит вокруг этого нашего пациента и приговаривает: «Не верю! Не верюОднако поверить приходится. Вот так дело убеждает людей сильнее слов. Я уверен, что у каждого из вас в запасе есть дела, которые лучше любых речей послужат ко славе Божией. Постарайтесь свидетельствовать о своей вере делами.

следующая