Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Свобода выбора

Я — РУССКИЙ! СПАСИБО, ГОСПОДИ!

«Мы русские! Какой восторг!» — писал русский полководец А.Суворов. На вопрос о предложении закрепить в законе российскую нацию кинорежиссёр и депутат Госдумы от «Единой России» С.Говорухин сказал: «Россиянин — само слово отвратительно. Может, оно и прижилось, но «россиянка», «россияне» даже чисто лингвистически отвратительно звучит. Но вполне возможно, что мы были много веков русским народом, а теперь станем россиянами».

Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков, комментируя слова Говорухина, заявил: «Со временем термин «русский» может вытеснить термин «россиянин», но создавать искусственные запреты на употребление того или иного слова не следует».

До 1917 года общим названием подданных империи было «русские», а для обозначения этнической принадлежности использовалось слово «великоросс». Левитана называли русским художником, Багратиона — русским полководцем, и никого не смущало их этническое происхождение.

При большевиках слово «русский» стало обозначать именно этнос, а в качестве общего понятия, объединяющего граждан страны, стало использоваться слово «советский». После падения советской власти и распада СССР возникла нужда в новом понятии, обозначающем граждан России безотносительно к их этническому происхождению. Тогда в официальном языке появилось слово «россиянин», прежде употреблявшееся только как синоним слова «русский» в высоком стиле.

Вернуться к дореволюционному словоупотреблению (то есть называть всех граждан России русскими, а для обозначения этничности вернуть слово «великоросс») предлагал известный публицист Максим Соколов в своей статье «Как выйти из грамматической ловушки». Он отмечает, что ни на одном другом языке противопоставление «русский — российский» не передается: «Немцы, в 1941—1945 годах называя русских иванами, не делали никакого различия между грузинскими, татарскими и великорусскими иванами. Да и сегодня… за границей… чиновников ничуть не интересует, какая фамилия в паспорте: Иванов, Хабиров, Шевченко или Вайсберг. Для них существенно, что на обложке двуглавый орёл, следственно, податель документа — русский.

Реален ли ныне возврат к старому употреблению слова «русский»? Над этим вопросом размышляют священнослужители.

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, отметил: «Чеченец, немец, француз или англичанин — как правило, национальности обозначаются именем существительным. У нас же народ русский — имя прилагательное, то есть слово прилагается к некоторому сонму людей, которые себя уготовляют к некоему служению. А мы всегда прилагаемся к чему-то большому. Вот однажды у некоего старца спросили, почему русские делают плохие машины, а немцы — хорошие. Старец ответил: «Если русские отвернутся от Бога, они будут ещё лучше немцев машины делать, но кто же будет мир спасать?» Так что наша задача более широкая, чем жить просто нацией. Поэтому наименование «русский» ближе по духу к общности нашего народа, и всякий человек другой национальности, попавший в нашу страну, этим духом пропитывается. Это отлично было видно в Великую Отечественную войну, когда все национальности шли единым строем. И если этот дух любви, радости и взаимопонимания друг к другу будет и дальше нас пропитывать, то мы все должны называться русскими, даже если по национальности мы разные».

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук: «Если используем слово «россиянин», которое прижилось с 90-х, мы говорим о населении России, которое состоит не только из русских. С другой стороны, само слово «русский» в каком-то смысле перестало быть общеупотребительным, потому что в современных условиях имеет подтекст, которому придают националистический характер, или ещё говорят, что за этим стоит оголтелый шовинизм, хотя это не так. Русские имеют право именоваться, как и представители меньшинств. Так что допустимо использовать и тот и другой термин, но оговаривая контекст, который мы вкладываем в определённые слова. И вопрос не в том, какие слова используем, а что они значат для нас в культурном, идеологическом, национальном плане».

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Иваново-Вознесенской Свято-Алексеевской православной духовной семинарии: «Я сразу вспомнил несколько сатирическое и патриотическое стихотворение Пушкина «Рефутация господина Беранжера»: «Ты помнишь ли, ах, ваше благородье… как помнятся у нас в простонародье над нехристем победы россиян?» И если Пушкин почти 200 лет назад употреблял слово «россиянин» в патриотическом и боевом смысле, то нет причин его отвергать».

РНЛ

предыдущая    следующая