Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

28 ноября — 6 января — Рождественский пост

ПОСТ — АНГЕЛОВ РАДОВАНИЕ, БЕСОВ ГОРЕ

Как-то православный кинорежиссёр В.Матвеева рассказала о своей первой встрече с владыкой Антонием Сурожским в 1989 году в Лондоне. После конференции всех пригласили в трапезную. Доедая бутерброд с ветчиной, Валентина Ивановна услышала вопрос: «Разве ты не будешь завтра причащаться? Завтра литургия, а сегодня вечером исповедь». Валентина Ивановна через три дня уезжала в Россию и сама себя лишила последнего причастия из рук владыки. Она бросилась к нему, сбивчиво рассказала, что завтра причастие, а она съела мясо... Лицо владыки стало строгим, улыбка сошла с его лица, он произнёс: «А я не в желудок буду вам смотреть, а в душу!» А действительно, так ли важно, что человек съел? Разве мясо влияет на крепость нашей веры? На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма ап.Андрея Первозванного на Малой Охте протоиерей Виталий МАГДЕЕВ.

— Церковь имеет Устав и правило ко Причащению Святых Таин, которые необходимо строго соблюдать. При этом в индивидуальном порядке приходится допускать исключения и послабления. Пост, конечно, касается не только еды. Пост — это труд, надо молиться, каяться, исповедоваться. Мне вот один прихожанин как-то сказал: «Я уже не знаю, в чём каяться. Одни и те же грехи, что их перечислять?» — «А вы не перечисляйте, — говорю, — а кайтесь в них». Вы в доме уборку делаете? Пол моете, пыль вытираете… А через некоторое время вновь грязь появляется, пыль собирается. И грязь, и пыль — они всё те же. Так что, оставить всё как есть? Конечно, нет. Вот и душу нужно чистить — молитвой, покаянием и постом. Пост — это благоприятное время, чтобы поблагодарить Отца Небесного за всё — за то, что живём, дышим, за то, что у нас есть руки-ноги, что можем работать и сами себя обезпечивать, что не прикованы к одру страшной болезни, что любим, учимся, дышим. Всё это такое привычное, обыденное, и всё это — Божий дар. А мы забываем благодарить Бога.

Господь говорит нам: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11,30). Что такое иго, бремя? Хомут. Но у Господа Бога хомут для каждого человека свой, личный, учитывающий наши возможности. Если одному человеку полезно месяц пост держать, то другому нужен более короткий. Вот и владыка Антоний, видя, как расстроилась Валентина Ивановна, проявил снисхождение, как мудрый пастырь. Мол, ты, дорогая моя, только не расстраивайся, не опускай руки. Ведь женщина могла разочароваться, впасть в уныние, в отчаяние, что упустила возможность причаститься из его рук. Потом бы всю жизнь сожалела. Ко мне люди приходят на исповедь и каются порой в том, в чём уже покаялись когда-то, но их это по-прежнему гложет, мучает. Так что в данном конкретном случае владыка мудро поступил. Но я уверен, что другой своей прихожанке, которая не воздержалась перед Причастием, он бы ласково сказал: «Сегодня ты только исповедуешься, а в следующий раз постись как следует, и тогда причастишься».

— Одна знакомая как-то призналась, что во время поста ей ни разу не удаётся причаститься, потому что она не может выдержать длительный пост. В обычное же время легко выдерживает три дня поста и в воскресенье причащается.

— А часто ли она в храм ходит, часто ли общается со священником, ведёт ли церковный образ жизни? О своей проблеме она, в первую очередь, должна была рассказать священнику, он бы посоветовал что-нибудь, нашёл причину, которая побудила бы женщину поститься. Или причастил бы её, несмотря на то, что она накануне съела что-то скоромное, но готовилась молитвенно; батюшка дал бы назидание — строгое, но с любовью. Ведь и Христос бывал строг со Своими учениками, если видел их непонимание, сомнение. Многим трудно доводить дела неудобоносимые до конца.

— Человек не воцерковлённый, но прочитавший Евангелие и готовый принять Христа и Его вероучение, недоумевает: а при чём тут еда? Какая разница, что я съем? Ну, съел мясо, посмотрел передачу КВН, а потом встал на молитву, сходил в храм.

— Очень удобная позиция. Но надо помнить, что диавол улавливает нас через наше естество, через плоть, инстинкты, еду. Необходимо стараться понимать, что во вред нам, а что на пользу.

— Батюшка, неверующий человек сказал бы: получается, диавол через кусок мяса может нас уловить, а через картошку — нет?

— Уловить человека можно через что угодно. И само по себе мясо не является злом. Враг наш — изощрённый психолог (сатана за прошедшие тысячелетия хорошо изучил суть человеческой природы) — улавливает нас в том, в чём мы слабы, например, где мы можем дать слабину во время поста. Даже Христа, видя в Нём святого человека, сатана пытался уловить на святости. Лукавый прекрасно знает Священное Писание, молитвы, свободно их цитирует, запутывая нас. Ему ничего не стоит уловить грешного человека на его страстях, и не важно, к чему — мясу или картошке. 

— А мы, получается, за столько веков не стали умнее.

— А человек не меняется. На техническом уровне мы совершили серьёзный рывок вперёд, а на духовном уровне человек остался таким же — жадным, коварным, сребролюбивым, зависимым от своей плоти и страстей. Поэтому в пост важно ограничивать себя не только в еде, но и в чрезмерном веселье, просмотрах телепередач. Возьмём бич нашего времени — компьютерные игры. Отец приходит с работы, ужинает — и за компьютер. Жена, дети вьются рядом, им нужно общение, они хотят внимания, но глава семьи отмахивается: «Я вас пою-кормлю, имею право отдохнуть». В воскресенье он приходит в храм, на исповеди кается, что когда играл в игры, выругался матом, потому как что-то там у него не получилось. Другой прихожанин признался, что в гневе от проигрыша клавиатуру разбил. Из-за игры! Да лучше бы он ел скоромное, но при этом уделял больше внимания семье, больше молился. Впрочем, эти мои слова тоже для кого-то могут стать лазейкой, чтобы не поститься. Но ведь это правда — многие признаются, что не могут молиться после игр: у него в глазах всё ещё бегают солдатики, он ещё продолжает мысленно играть и не может сосредоточиться и понять, что написано в молитвослове.

— Говорят: «Лучше недопоститься, чем перепоститься».

Пост должен быть рассудительным, лишённым крайностей, не должен лишать нас сил. «Лучше недопоститься» в том случае, если здоровье слабое. А кому-то и строгий пост на пользу. Как говорил архимандрит Павел (Груздев), «пост — телу чистота, душе красота! Пост — ангелов радование, бесов горе. Но надо помнить: в наше время лучше совсем не поститься, чем поститься без ума…» Поэтому мы, священники, призывая паству поститься, говорим: «Братья и сёстры, кто страдает каким-то недугом: больны почки, печень, желудок… подходите, благословлю на кисломолочные продукты». И сразу же выстраивается длинная очередь, до двух третей прихода! Всем необходимы кисломолочные продукты и… рыбка. В Рождественский пост рыбу нельзя есть в понедельник, среду и пятницу, но люди просят, чтобы я разрешил и в эти дни. Говорят, что зато будут больше молиться. Спрашиваю потом: «Ну что, брат, молишься много?» — «Нет, батюшка, не получается. Устаю, сил нет». Пост прошёл — пользы никакой. А дело в том, что человек просто не хочет над собой работать.

Временем поста надо пользоваться с радостью и благодарностью. Пост — это время, когда Господь посылает нам новые мысли, посещает нас Своею милостью, какими-то откровениями, укрепляет нас духовно и телесно. Пост даёт возможность посмотреть на себя со стороны и оценить, сделал ли ты шаг вверх по лестнице спасения или, наоборот, спустился ниже. С постом приятным!

Адрес: Санкт-Петербург, Заневский пр., 65А. Ст.м. «Ладожская»

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая