Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Третий Рим

ТАЙНАЯ ДЕРЖАВА СЕРДЦА

…На трапезе после праздничной литургии отец Димитрий Василенков рассказал всем собравшимся за столом такой случай:

— Зашёл я как-то в магазин и застал там свою знакомую продавщицу всю в слезах, дышащую на весь зал корвалолом. «Что с вами случилось?» Вместо ответа она закатала рукав и показала три пореза на руке. Оказывается, на днях эта женщина пыталась свести счёты с жизнью! Так её доконали разные неурядицы, что в отчаянии она схватила нож и трижды полоснула им по руке! И в четвёртый раз занесла лезвие — и тут… А надо сказать, что живёт она в Горелове, в том самом месте, где в годы Великой Отечественной шли упорные бои… Так вот, поднимает она нож в четвёртый раз — и тут словно её кто-то за руку ухватил. Она оборачивается и видит перед собой трёх молодых парней в военной форме образца 40-х годов. «Что ж ты делаешь-то, глупая! — говорят они ей. — Мы здесь, в Горелове, погибли, чтобы вы жили, а ты хочешь добровольно с жизнью расстаться? Не смей!» Она отложила свой нож, и тогда они сказали ещё: «Мы под твоим домом лежим, зовут нас так-то и так-то. Передай верующим людям, чтобы помолились за нас». И назвала мне продавщица имена этих бойцов — я их записал и отдал записку отцу Иоанну Миронову. Теперь батюшка за литургией поминает павших гореловских героев…

Наши читатели давно знают протоиерея Димитрия Василенкова — председателя епархиального Отдела по взаимодействию с казачеством, кавалера многих боевых и церковных наград, — и представлять его нет нужды. Вот что сказал он нам в тот же праздничный Покровский день, после памятной беседы за трапезой:

— По-моему, сегодня мы, граждане России, — и православные в том числе! — стоим перед опасностью впасть в большое искушение. Страна впервые за много лет получила возможность встать на ноги, вернуть себе былую силу, былое значение в мире… И многим из нас теперь кажется, что главное — это возродить русскую армию, возродить имперскую мощь, что если мы это сделаем, то все наши нынешние беды в одночасье рассыплются.

Так ли это? Боюсь, что не совсем так.

Нет, я всей душой стою за восстановление русского величия. Нужна нам сильная армия? Конечно, нужна — тут не может быть споров. Нужны нам справедливые законы? Разумеется, нужны… Но, друзья мои, подумайте вот о чём… Вспомните Российскую империю накануне падения самодержавия… У нас тогда была великая, мощная страна, православная держава, с разработанными законами, с могучей армией, которая в 1917 году уже была готова перейти в наступление, у нас Церковь не отделялась от государства, то есть вера Христова была нашей официально признанной государственной идеологией… И в один миг всё это рухнуло, всё рассыпалось в пыль! Почему?

Потому что ни крепкие стены, ни многочисленное оружие, ни даже верные идеи, продуманная идеология не смогут устоять, если всё это не будет зиждиться на вере Христовой! Российская империя в последнюю свою эпоху чрезмерно увлеклась мечтой о внешнем, зримом, земном могуществе, о внешнем соблюдении церковных правил и совершено забыла о сердце своём! А ведь только это и важно! Как Господь сказал? «Даждь Ми, сыне, твое сердце…» (Притч.23,26). Только сердце, отданное в руци Божии, способно стать прочным фундаментом для любого человеческого дела, в том числе и государственного строительства. Кто-то из умных историков сказал, что если бы российская элита хоть немножко помнила заповеди Божии, то и не было бы никакой революции. Это сказано о тогдашнем правящем классе, но вы вдумайтесь и в такой факт: пока солдатам нашей армии строго-настрого предписывалось регулярное причащение — причащались все; как только в феврале это предписание отменили — причащаться стали единицы! Вот что значит забота о внешних проявлениях веры! Внутри-то, в сердце, у людей пусто было! И эта пустота сердечная немедленно обернулась великой государственной катастрофой, хотя, казалось бы, отчего империи рушиться? Бывали для России времена куда потруднее, чем зима 1916/17 г. — и ничего, побеждали!..

И другой пример: СССР в 1941 году. Мы опять-таки видим могучее государство с огромной, хорошо подготовленной, хорошо вооружённой армией, с продуманной идеологией, с признанным народным вождём… И что же? Вся советская мощь от первого же удара начала на глазах рассыпаться в песок — и рассыпалась бы совершенно, если бы страна не повернулась (хотя бы в малой степени!) ко Христу.

Мы не раз говорили на страницах вашей газеты о том, что апокалипсический Удерживающий, который бережёт мир от явления антихриста, есть православная государственность. Так утверждали многие святые отцы — например святитель Иоанн Златоуст. Три Рима попеременно сдерживали натиск зла на человечество. Но какой силой они это делали? И почему два Рима пали? Рухнули две империи православные! Не потому ли это случилось, что они слову «империя» начали придавать большее значение, чем слову «православная»?

Но, простите, — а каким образом православная империя сдерживает натиск зла? Силой оружия? Нет, на всякую земную силу можно собрать силу бо´льшую, что и испытали первые два Рима на своём опыте. Видимо, приходится признать, что имперская власть — это власть духа, это власть сердца, которое нелицемерно отдано Христу. Свет Христов, он привлекает всех. Если в стране живут люди, в сердцах у которых свет Христов, то и другие народы перед ними склонятся — не из страха, а потому, что люди на любовь идут. Люди не только силы ищут, они ищут справедливости и милосердия. И если государство являет по отношению к сопредельным странам любовь и справедливость, то добрые будут с ним дружить, а злые его убоятся.

Каким образом империя не даёт своим собственным жителям превратиться в зверей? Полицейскими мерами? Но и сама полиция состоит из людей, а сердце людское переменчиво: сегодня оно любит добро, а завтра склоняется ко злу. Так и выходит, что стражи закона порой превращаются в злейших его нарушителей. Чтобы этого не случилось, нужно, чтобы Бог из сердец человеческих не уходил! Не будет в сердцах гореть огонь веры, не будет в сердцах жить Христос — и всё, конец всякому порядку!

Как бы нам не наступить на те же грабли, на которые последовательно наступали Первый Рим, Константинополь, Российская империя, Советский Союз…

…Это искушение — внешним заменить внутреннее, имперским могуществом заменить огонь Христов — оно очень свойственно нашему времени, нынешним русским людям. И отнюдь не только тем нашим соотечественникам, что далеки от Церкви, но нередко и нам, православным. Вроде и храмы строим, и батюшек всё больше, и даже в армию нашу постепенно проникает православие… Да и сами мы в церковь бегаем каждое воскресенье… Чего ещё желать? Чего ещё от нас требовать?

Ещё раз скажу: я никоим образом не против внешнего государственного строительства. Оно необходимо — кто станет с этим спорить? Внешние действия, они даже в духовной жизни играют немалую роль. Как святитель Игнатий Брянчанинов говорил, не смиришься внешне — и внутренне смириться не сможешь. Лишь бы за внешним не забылось внутреннее! А то как у нас часто бывает? Близится некое важное мероприятие… «Ах, надо бы батюшку позвать для придания духовности!» Батюшка приходит — и все на него смотрят как на мебель, как на деталь интерьера. Пригласят его раз, пригласят другой, порою дадут и пару слов сказать — и в полной уверенности, что приобщились к духовности, пишут соответствующие отчёты о взаимодействии с Церковью. Мы должны бегать от подобной имитации духовной работы.

Мы всё повторяем и повторяем слова нашего великого святого, преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся», — и для многих эти слова стали уже пустой фразой, словесным украшением, а ведь в них вся правда-то и заключена! Вы вдумайтесь: из этих слов следует, что каждый из нас ответственен за спасение своих ближних! Ты спасёшься — и тысячи спасутся, а следовательно, ты погибнешь — и тысячу за собой в погибель увлечёшь! Вот так-то каждый из нас и отвечает за свою Родину, за свой народ: мы пытаемся спастись — и вся страна за нами тянется, мы небрежём о спасении — и страна гибнет. Вот где секрет истинной имперской крепости: она из сердец наших складывается.

Мы должны светить окружающим, а не смердеть. Мы должны вести эту тонкую, кропотливую, тяжкую работу по изменению своего сердца.

…Я по делам служения своего много общаюсь с молодёжью — в первую очередь, конечно, с армейской, с солдатами-срочниками, — и что же я вижу? Вы знаете, картина в целом отрадная. Новое поколение, рождённое в 90-е годы, производит лучшее впечатление, чем их предшественники, рождённые в 80-е. На этих, на старших ребят обрушилось всё зло, которое направили на Россию деятели ельцинской эпохи, и, конечно, тогдашней молодёжи было выстоять куда труднее. А нынешние растут в такое время, когда в стране хоть что-то пытаются построить, хоть как-то вернуться к образу Святой Руси, — и молодые тянутся к свету, тянутся к Церкви. И сам я видел, и от других армейских священников знаю, что солдаты всё чаще стремятся в храм, что евангельские истины доносить до них стало легче. Они несколько более изнежены — это нынешнее компьютерное поколение, — но и добра в них всё-таки больше. И вот для них-то мы и должны очищать собственные сердца, чтобы они, увидя нас, не отшатнулись от веры Христовой, чтобы, наоборот, потянулись к нам, как из стужи на тепло.

Дела в мире творятся серьёзные, и внутри России тоже. Как нам выстоять в грядущих испытаниях? Открываем Святое Писание, Книгу пророка Исаии, и читаем:

«Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис.41,10). Но эта помощь Божия при каком условии придёт? Да всё при том же: «Даждь Ми, сыне, твое сердце».

Всё остальное, вся мощь и слава мира сего — это мираж, это крепость, которая в мгновение ока рассыплется, потому что основание её — песок, песок человеческих страстей. Нужно собраться с силами и вымести этот песок из сердца своего, чтобы впредь строить на твёрдом камне.

следующая