Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

У нас в епархии

ЭТА ЖИВОПИСЬ РОДОМ С НЕБЕС

В сентябре в петербургском Музее богемной жизни прошла выставка «Духовный мир глазами детей», на которой были представлены работы детей от 4 до 16 лет из детской православной школы иконописца Р.Гирвеля «Святогорье», что уже несколько лет работает при Казанском кафедральном соборе.

Ростислав Гирвель — автор икон, пред которыми верующие молятся в храмах Санкт-Петербурга, Минска, Вильнюса, Нью-Йорка, Берлина, Иерусалима. Это он написал икону Божией Матери «Благодатное Небо», которую этим летом доставили из Кронштадта в Севастополь военным самолетом, и сей воздушный крестный ход знаменовал воссоединение Крыма с Россией. А школа как таковая возникла ещё в 1969 году при Доме пионеров Адмиралтейского района. Дети занимались тогда лепкой, керамикой, лаковой живописью. Но когда началась перестройка, Ростислав Мартинович решил, что пора переводить детей на территорию православного храма. И Бог услышал его молитвы.

Обучение в школе проходит по личной методике Р.Гирвеля, которая рассчитана на пять лет. Дети принимаются с 4-летнего возраста. Чем его методика отличается от других? Тем, что обычно дети долго-долго изучают школу, а затем уже начинают творить. Здесь поступают наоборот: дети сразу пишут образ и в ходе этой работы обучаются рисовке, живописи, цветоведению, основам канона и ремесла церковного. Также дети изучают жития святых, беседуют со священником. По прошествии пяти лет обучения они уже самостоятельно могут писать иконы. В школу даже поступают заказы на роспись храмов и написание икон! Так, икона Архангела Михаила, написанная Ксенией Родиной, находится в часовне иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», а икона Рождества Пресвятой Богородицы — в храме св.князя Владимира в Усть-Ижоре. А ещё воспитанники Р.Гирвеля расписали барабан и купол храма свв.Константина и Елены в п.Ленинском близ Репина, ими написан иконостас для храма св.целителя Пантелеимона в п.Ганино и иконы для Пантелеимоновского храма в Царском Селе.

Ростислав Мартинович возрождает направление византийской иконы, ибо считает, что наиболее глубоко и полно выражает нашу веру и отношение к первообразу именно византийская икона IXXI веков, за которой стоят столетия напряжённой духовной мысли. В православной, по канонам написанной византийской иконе каждый жест святого, каждая краска, брошенная мастером-изографом, несёт информацию. Даже блики, даже свет — всё имеет своё значение. В связи с этим вспоминается рассказ протоиерея Константина Пархоменко: «Моя дочка Ульяна занималась в этой иконописной школе. Как-то я пришёл на урок, а она писала икону св.Георгия Победоносца. Зме´я, как положено, закрасила зелёным цветом, а св.Георгия окружила сиянием. Ростислав Мартинович подошёл, посмотрел и вдруг говорит: «Блики света должны падать и на зме´я. Ведь сияние святого — а он весь напитан Божественным светом — распространяется вокруг, и даже на зме´я должны падать его отблески. Так же, как свет, идущий от праведника, падает на грешника». Потом обратился ко всем: «Дети, нарисуйте глаза св.Георгия так, чтобы было ясно, что он не только на зме´я смотрит, размышляя, как бы его пронзить, — святой смотрит на Бога. Чтобы каждый молящийся перед этой иконой понял, что зме´я пронзает не просто святой, но сила Божия, действующая через него».

Вот как учит Ростислав Мартинович! И спустя десятилетия его ученики становятся замечательными иконописцами.

Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая