Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

К 200-летию Ф.М. Достоевского

«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В нынешнем непростом положении, в условиях  моральной и хозяйственной разрухи, народ России всё более и более расслаивается, причём не только по уровню достатка, но и по своим нравственным установкам, по своему отношению к вере, по тому, какие жизненные ценности люди преследуют.

Об этом законе расслоения, поляризации общественной жизни писал ещё великий русский социолог, православный человек Питирим Сорокин. Он утверждал: в ту эпоху, когда общество переживает некое бедствие, «большинство его членов, которые в нормальных условиях не являются ни слишком благочестивыми, ни слишком грешными, проявляют тенденцию к расколу и поляризации. Одни становятся более религиозными, нравственными и благочестивыми, а другие — более атеистичными, циничными, чувственными и преступными».

В моей теории российской полиментальности, т.е. множественности умонастроений и миропониманий в обществе, я описываю четыре основных ценностно-нравственных типа личности, или, как сейчас принято говорить, четыре менталитета, определённых с помощью социально-исторического исследования. Именно эти типы личности определяют нынешнее российское общество.

Во-первых, это православно-российский менталитет, имеющий более чем 1000-летнюю историю.

Во-вторых, коллективистско-социалистический, сформировавшийся за три четверти ХХ века в СССР.

В-третьих, индивидуалист-ско-капиталистический, сложившийся в дореволюционной России и возрождающийся ныне в весьма неприглядном либерально-олигархическом обличье.

И наконец, криминально-клановый менталитет, как известно, древнейший, порождённый извечными пороками людей.

Художественным воплощением этих типов личности могут служить образы братьев Карамазовых из романа Ф.М. Достоевского. Великий писатель в своём творческом прозрении увидел их и воплотил в героях наиболее глубокого своего романа. Итак:

— глубоко верующий инок Алёша — это первый, православно-российский, тип личности;

— отставной поручик Дмитрий, в котором некоторые критики видели предчувствие русского большевизма, — это второй тип;

— изощрённый рационалист и богоборец Иван, несомненно, родственен современным либералам;

— и наконец, их сводный брат и отцеубийца Павел Смердяков есть воплощение русского криминального сознания.

И если в советское время эти основные исторические типы русской души присутствовали неявно (ибо узаконенным был только коллективистско-социалистический тип), то в результате перестройки они начали проявляться всё чётче и очевидней.

В настоящее же время происходит поляризация  данных типов (совсем по П.А. Сорокину) — одни сближаются с другими. Так, православно-российский тип сближается с коллективистско-социалистическим (советским) типом благодаря их определённому моральному сходству («человек человеку друг, товарищ и брат»); впрочем, и православные члены коммунистической партии уже не редкость. Вместе с тем индивидуалистско-капиталистический (либеральный) менталитет всё чаще сближается с криминально-клановым менталитетом за счёт свойственных им обоим эгоизма, клановости, авантюризма, моральной неразборчивости и культа денег. Всё происходит так, как это было описано Достоевским: брат Алёша пытается спасти брата Митю, а умный Иван сходится с гадким Смердяковым.

Совсем не случайно в последние годы явно усилилась антиправославная и антисоветская активность либералов, их нападки на Русскую Православную Церковь и православных людей, на исконные русские традиции, на русскую и советскую историю. Достаточно вспомнить выступления В.Познера, Н.Сванидзе, М.Прохорова, Ю.Латыниной, А.Невзорова, кощунственные акции «Pussy Riot», М.Гельмана и прочих шоу-бизнесменов, надругательства над православными поклонными крестами, провокации сообщества ЛГБТ. К сожалению, наши власти нередко идут на поводу у этих провокаторов, разрешая и охраняя их безнравственные «парады» и акции.

Несмотря на бурную рекламную шумиху либералов и индивидуалистов, православный и коллективистский устои, как показывают наши исследования, проявляются в жизни гораздо чаще. По данным социологического исследования, проведённого под моим руководством в апреле 2013 года (представительная выборка взрослого населения Санкт-Петербурга — 1200 чел. от 18 лет):

— верующими православными людьми себя назвали более половины — 55,5% петербуржцев,

— а верующих других вероисповеданий оказалось только 7,5% (следует сказать, что эти цифры ниже, чем по России в целом).

Понятно, что не все они — воцерковлённые люди, но главное, что они отождествляют себя с соответствующей (в первую очередь, православной) культурой и исконными традициями. (Необходимо также подчеркнуть, что сотни тысяч мигрантов из Средней Азии и с Кавказа остаются практически с недоступными для социологических исследований,  тем более по вопросам религии.)

По данным опроса этого года, впервые более чем за десять лет ценность веры в глазах опрошенных превзошла ценность денег. Ценность справедливости в последние годы поднимается до третьей-четвёртой позиции. Вместе с тем ценности семьи и здоровья более десяти лет не сходят с первых позиций (в 2013 году семью выбрали 78%, здоровье — 62% опрошенных), причём в практически одинаковом процентном выражении у представителей всех ценностно-ментальных типов, даже у либералов, — и это при  том, что часть из них выступает и за «гомосексуальные семьи».

В ответ на вопрос: «Какое общество вы хотели бы построить в России?»

— вариант «общество честных людей труда» выбрали 45%;

«общество веры и любви к ближним» — 31%;

«общество потребления и комфорта» — только 9% петербуржцев.

Выходит, что люди более всего хотят воплотить социальные (честность, труд) и православные (вера, любовь к ближним) ценности и менее всего — уже более двадцати лет внушаемые СМИ и рекламой ценности так называемого общества потребления.

Вместе с тем очевидно, что мощное многолетнее рекламно-информационное воздействие в определённой мере влияет на молодёжь, которая выросла в этой вульгарно-потребительской атмосфере полукриминального рынка. Поэтому каждый пятый молодой человек (20%) выбирает общество потребления и комфорта. (Кстати, и Смердяков Достоевского был большим любителем западного комфорта.) Но одновременно с потребительскими ценностями возрождаются исконные русские православные ценности православия (среди молодых их выбирают 27%). А наиболее востребованными молодёжью (как и старшими возрастными группами) оказываются нравственные ценности общества труда (43%).

Очевидно, что прозападная антироссийская пропаганда не прошла безследно для людей, которые родились после перестройки или были в ту пору ещё дошкольниками. Вместе с тем поразительно, что нравственный контроль за содержанием СМИ и рекламы в 2013 году одобряют уже 86% петербуржцев (среди молодёжи — 70%). И надо признать, что какие-то, пусть и очень скромные, положительные изменения, например, на телевидении, всё-таки происходят: меньше становится западных сериалов (правда, собственные делаются по американским образцам), исчезла с общедоступных каналов зарубежная порнография и программы типа «Секс с Анфисой Чеховой» (но появился вульгарнейший канал «Перец»), введена возрастная маркировка программ, наконец, появился канал «Общественное телевидение России».

Тем не менее, несмотря на явное и подтверждённое многочисленными социологическими исследованиями (ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ, ИНОП, НИИКСИ и др.) преобладание в стране представителей православного и державного менталитета, СМИ по-прежнему остаются выразителями либерально-атеистического сознания (свойственного меньшинству российских граждан), что ещё раз было наглядно продемонстрировано в дни празднования 1025-летия православия на Руси. В воскресенье 28 июля 2013 года из шестнадцати главных телевизионных каналов России только канал «Россия-Культура» посвятил этому событию часовую трансляцию торжественного концерта с Красной площади, а в 23:00 на круглосуточном новостном канале «24» был показан документальный фильм «Второе крещение Руси». Нельзя с горечью не отметить, что юбилею какого-нибудь не слишком великого артиста или представителя шоу-бизнеса уделяется гораздо больше внимания.

Как писал ещё в ХIХ в. Иван Аксаков: «Веруя безусловно в преимущество европейской цивилизации, наши доктринёры-чиновники с жадностью хватаются за разные образчики европейского прогресса… Для них, проповедующих уважение к личности человеческой, народ — tabula rasa (чистая доска. — В.С.), на которой вырезай резцом что хочешь! Уроки истории — им решительно нипочем!» Оказывается, сознание современных реформаторов всё то же, что и в минувшие века, и беды от него всё те же: бездушный и либерально-прозападный подход к жизни с презрением отметает тысячелетние нравственные устои нашего народа.

Наше исследование отметило тот факт, что петербуржцы не забыли о нравственности и по-прежнему считают её одной из главных ценностей. Отвечая в ходе интервью на вопрос: «Что более всего будет способствовать позитивному развитию российского общества?» — они впервые за десятилетия наших исследований на первое место поставили не экономические условия (в данном случае «экономическую модернизацию» — 28%), а «духовно-нравственное воспитание молодёжи» — 51%, так как осознали, что без воспитания у нового поколения веры, трудолюбия, честности, ответственности, справедливости — никакое оздоровление общества невозможно. Побольше Алексеев Карамазовых, поменьше Смердяковых!

В.Е. СЕМЁНОВ, профессор факультета социологии СПбГУ, заслуженный деятель науки России

следующая