Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Командировка души

ОРЛИНОЕ ПЛЕМЯ, КАК ПРЕЖДЕ, В СТРОЮ

Долгое время отказывалась поехать на дачу главного редактора газеты «Православный Санкт-Петербург» Александра Ракова, где он построил Творческий домик-музей, — путь всё таки неблизкий. Потом подумалось: пусть этот рассказ будет подарком к его дню рождения — Александр Григорьевич родился в 1947 году и очень гордится, что появился на свет в один день с владыкой Иоанном (Снычёвым, 1927—1995), 9 октября. При­ехали. Дорожка, обсаженная по бокам цветами, ведёт к небольшому деревянному домику.

— Понимаете, я хотел построить гостевой домик, чтобы люди приезжали ко мне, отдыхали, купались в Ладоге, писали, — рассказывает Александр Григорьевич. — Но народ нынче занятой — и калачом не заманишь. Тогда мне в голову пришла мысль создать Творческий домик Александра Ракова. Попросил благословения у духовного отца, прот.Иоанна Миронова, объяснил: «Это не от гордыни. Просто это дело всей моей жизни — газета, книги...» Батюшка ответил: «Ну, делай, делай».

Входим. Первое, что бросается в глаза, — различные грамоты, дипломы, удостоверения. И среди них — первое удостоверение «Православного Санкт-Петербурга», датированное 16 февраля 1993 года. А уже 14 апреля 1993 года вышел первый номер газеты. На почётном месте печатная машинка «Ивица», на которой, по признанию Ракова, он печатал свои первые статьи. Диктофоны, фотоаппараты «Зенит» и «Смена» — куда журналисту без них? А вот самая первая грамота — за сотрудничество с военной газетой: «Младшему сержанту А.Ракову — победителю литературно-художественного конкурса «Орлиное племя», проведённого редакцией газеты «На страже» в честь 50-летия Ленинского комсомола. Редактор газеты Страхов. 1968 г.». Ну что ж, орлиное племя, как прежде, в строю.

— А какой экспонат был первым? С чего всё началось?

— Главное оружие журналиста, писателя, — перо. Вот я и стал разыскивать ручки с перьями — раньше-то в школе дети чернилами писали. Добрый друг нашей редакции Виталий Алахвердов загорелся этой идеей и принёс в дар уникальные пёрышки. Тут и английские, и французские, и наши — всего 53. Так потихоньку и пошло.

Пробегая глазами по многочисленным фотографиям, выхватываю подпись: «Смиренный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский». Оказалось, что в августе 1995 года владыка Иоанн пытался разрешить материальные трудности новоиспечённой православной газеты, написав письмо в Наблюдательный совет церковного филиала банка «Петровский»: «Ко мне за помощью обратился редактор газеты «Православный Санкт-Петербург» Раков А.Г. Финансовое положение у газеты сложное. В августе т.г. закончилось двухлетнее освобождение от налоговых платежей, резко увеличивается налоговый пресс. Столь же резко возросла стоимость газетной бумаги и типографских услуг. Отпускная цена газеты гораздо ниже себестоимости её. По финансовым причинам тираж был уменьшен на 2000 экземпляров. Вместе с тем популярность газеты, имеющей просветительский характер, в городе и в других епархиях России постепенно растёт. У газеты более 1100 подписчиков в Санкт-Петербурге и области. Газета нуждается в постоянной и весомой финансовой помощи, иначе она скоро перестанет существовать. Обращаясь в Наблюдательный совет, даю своё архипастырское благословение на рассмотрение вопроса об оказании долгосрочной финансовой помощи редакции газеты «Православный Санкт-Петербург». Смиренный Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский».

— Как будто о дне сегодняшнем идёт речь. Ситуация столь же плачевная. Ну и как, получили помощь?

— Нет. Нас в то время выгнали из Духовной академии, где мы ютились с октября по 4 февраля 1994 года. Я ходил к владыке в резиденцию чуть ли не через день, жаловался. Помню, однажды прихожу весь взъерошенный от обид, угрюмый от навалившихся трудностей, а его келейница не пускает. Владыка услышал мой резкий, грубый голос, спустился, говорит: «Александр Григорьевич, ну почему в тебе такая резкость?» Я извинился, ушёл — не буду же я спорить с владыкой, которого безмерно уважал и почитал! Иду по улице, горестно размышляя о создавшемся положении, вдруг меня настигает такая огненная волна, которая мгновенно отогрела душу, внесла покой и ясность. Не иначе как владыченька помолился обо мне, грешном, и о газете. Он, видимо, Духом Святым понимал, что газета, преодолев все трудности, выживет. Самое интересное, что прошло несколько лет, и на том месте, где та горячая волна меня застигла, — на Ординарной улице — мы поставили наш газетный киоск.

Но тогда хотя бы вступился владыка Иоанн, теперь некому... В этом году мы уже вынуждены были из-за тяжёлого финансового положения закрыть четыре дочерних издания — «Правило веры», «Соборную весть», «Горницу» и «Чадушки». Тираж «Православного Санкт-Петербурга» пока держим.

Привздохнув, мы продолжили осмотр небольшой комнаты. Внимание привлекает стена, густо увешанная фотографиями людей.

Александр Григорьевич с улыбкой, будто представляя дорогих гостей, сказал: «Здесь те, с кем меня сталкивала жизнь, кого я очень уважаю или же с которыми имел дело. Вот поэты: Иван Стремяков, Глеб Горбовский, Николай Рачков, Борис Орлов, Ирэна Сергеева, Татьяна Шорохова, Татьяна Егорова; драматург Андрей Грунтовский, епархиальный фотограф Юрий Костыгов, который не раз выручал газету своими замечательными снимками. Нина Павловна Саблина — крупнейший специалист в области церковнославянского языка, добивалась, чтобы этот предмет изучался в общеобразовательной школе. Владимир Михайлов, долгие годы бывший председателем всероссийского Иоанно-Предтеченского православного братства «Трезвение», возглавлявший СПб православный клуб «Бодрствование» во имя св.мч.Вонифатия. Отошедший недавно ко Господу Владимир Гориславец — военный врач, в последние годы поддерживавший здоровье старца Николая Гурьянова, добрый друг нашей газеты. Сергей Галиц-кий — автор книг «Из смерти в жизнь». Наши авторы — доктор психологических наук В.Семёнов, публицист и православный сказочник Алексей Логунов, капитан I ранга Никита Поздняков, иеродиакон Никон (Муртазов). Архимандрит Амвросий (Юрасов), епископ Василий (Родзянко), у которого я брал интервью для первого номера газеты. И, конечно, наш дорогой батюшка, духовник редакции и мой — о.Иоанн Миронов.

— Несколько странно видеть в этом собрании лицо некогда популярного журналиста и телеведущего Александра Невзорова...

— Невзоров в своё время сыграл огромную роль в становлении газеты «Православный Санкт-Петербург». Он пришёл к нам в редакцию (тогда это был Лиговский пр., 56) и сделал о нас небольшую, но ёмкую, как он умеет, передачу. Эта телепередача здорово нам помогла. Потом мы с ним встретились уже на отпевании владыки Иоанна (Снычёва), которого Александр Глебович, знаю, любил и уважал. Это сейчас Невзоров стал ненавистником Церкви и священства. Мне, кстати, некоторые люди говорили: «Убери его фотографию». Я отвечаю: «Нет. Из песни слов не выбросишь. Невзоров нам когда-то помог, я это помню и не хочу быть неблагодарным». Другое дело, что нынешнее его поведение повергает меня в недоумение. Ну, за это он пред Богом будет ответ держать.

— Судя по фотографии, вы хорошо знакомы с известным православным писателем Владимиром Крупиным.

— Да, это я в гостях у Владимира Николаевича в Москве.

Вот видите, в 1961 году я, 15-летний мальчишка, посылал свои стихи в журнал «Юность». Конечно, стихи не приняли, редактор Ряшенцев ответил, что над стихами ещё надо работать и работать. Поэтому рядом я поместил рекомендацию В.Крупина о принятии меня в Союз писателей России: «Я, Крупин Владимир Николаевич, член Союза писателей России с 1975 года, рекомендую для вступления в СП Ракова Александра Григорьевича. У него огромное количество публикаций, причём на тему православия. А бедность присутствия в этой теме профессиональных писателей несомненна». И тут же письмо Юрия Васильевича Бондарева (у меня его писем не так много), в котором он пишет: «Дорогой Александр Григорьевич, сердечно благодарю Вас за присланную мне прекрасную книгу. Такой книги не хватает нашей школе, где литература занимает далеко не первое место, к огромнейшей печали. Я рад, что вы по-прежнему полны энергии, любви к словесности и доброжелательного чувства к своим собратьям по перу. Всех Вам благ, и главное — здоровья. 2 марта 2013 г. Искренне Ю.Бондарев». Речь идёт о книге «Поэзию любят красивые люди».

Чуть ниже наше фото с монахом-поэтом о.Романом (Матюшиным), ко дню рождения которого (16 ноября) я написал в 1997 году небольшое стихотвореньице.

Во псковских болотах сидящий
Монах, богослов и поэт,
Спускай в наши души почаще
Поэзии Божеский свет.

Блюди до последнего мига
От Господа данный талан,
И будет записано в Книге:
«Обручник со словом — Роман».

А это фотография моих предков на Вологодчине, там взорвали церковь Свт.Николая. Меня старший брат водил туда, там гробы открытые... И я об этом тоже написал стихотворение.

— То, что у вас висит портрет Ф.Достоевского, закономерно. Но фотография Высоцкого?

— Высоцкий для меня даже не поэт, а много выше. Эта фигура многогранная: он и артист, и  дипломат, и поэт, и певец, и просто красивый мужчина. Я Высоцкого люблю. В советское время его песни ждали, жадно слушали заезженные записи, боясь проронить хоть слово. Многие люди сейчас этого не понимают.

— А зачем вы выставили коллекцию талонов на продукты питания, по которым мы отоваривались в 90-х годах прошлого века, когда рухнул Советский Союз?

— Я решил, что надо попробовать показать суть нашей не только журналистской жизни, но и жизни, которая творилась и творится вокруг нас. Поэтому здесь и страничка из моей школьной тетрадки, и открытка к дню рождения 1951 года, и плакатик «Дурящие людей 90-е годы». Даже ваучер, который сейчас 700 рублей стоит, а в 90-е годы стоил 100 тысяч. И этот старенький телевизор не так просто стоит здесь — это мой первый гонорар в 1990 году за работу журналистом в газете «Вестник Выборгской стороны». Тогда часто зарплату вещами выдавали. Денежные знаки советского времени и времён перестройки. А также монеты и мелкие купюры стран, в которых довелось побывать паломником или туристом.

— Видела у самого входа Андреевский флаг и флаг Советского Союза, солдатскую пилотку и фляжку.

— Это дань уважения моему отцу, который закончил войну в Вене. В моём Домике творчества папе отведён особый уголок. Вот картины, которые папа приобрёл в Венгрии в 1957 году, — усталая женщина с вязанкой хвороста; мальчишки на берегу реки. Кстати, рядом картина, которую мне подарили заключённые мужской колонии Форносово через м.Валентину Осипову, служащую в тюремном храме прп.Серафима Саровского.

Поднимаемся по узкой крутой лестнице. Александр Григорьевич с гордостью показывает стену, увешанную листками с цитатами.

— Отец любил выписывать свои мысли и мысли выдающихся людей, которые ему понравились. Часть из них я повесил на стене. Например: «Идите всегда от впечатления, и никакая банальность вам не грозит, в вашем рассказе будет внутренняя связь. Живой образ создаётся не путём сочетания очевидных достоинств и недостатков, а лишь посредством передачи пережитых впечатлений». Это послужило для меня толчком к написанию «Былинок». «Перо — сильнейшее оружие. Ни в шутку, ни ради рифмы, ни из озорства, ни тем более при каких-либо настроениях не позволяй, чтобы это оружие вольно или безсознательно было направленно против народа. Наш народ работает 40 лет с таким колоссальным напряжением, что даже одна мысль повредить ему и ещё больше увеличить его нагрузку сама по себе преступна. Январь 1959 года». «Творчество обычно, если не уникальный гений появился, слагается из двух сторон: из способности и мастерства. При наличии только одной какой-нибудь стороны полноценного творчества не получается. Отсюда вывод — развивать свои способности, т.е. писать и учиться мастерству, главным образом путём чтения и анализа хороших мастеров слова». Это — мысли моего отца.

Сам папа составил единственную книгу — «Хибинские клады». Предыстория такова. В 30-х годах маминых родителей, объявив кулаками, выслали на Кольский полуостров. Там-то папа и познакомился с мамой, он работал в газете «Хибиногорский рабочий». Папа очень любил маму, и на обороте своей книги написал: «Самый дорогой для меня хибинский клад — ты, моя любимая спутница жизни. Хибины соединили нас на всю жизнь. Дарю тебе, Вера, эту книгу, которая воскресит в нашей памяти дни нашей юности. Григорий Раков. 15 января 1973 года».

На стене напротив собрание книг, написанных Александром Григорьевичем, начиная с самых первых, как он сам их называет, «энэлошных»: «Мы пришли с миром» и «ЧП в пустыне Калахари».

— Александр Григорьевич, вижу, тут представлены награды: военные — ваших папы и мамы и мирные — ваши. Расскажите о них.

— Папа начал воевать рядовым, а закончил войну майором, политработником. Был награждён орденом Отечественной войны I степени, также получил две Красные Звезды и три медали «За отвагу» и ещё одиннадцать медалей.

Что касается меня... Я лауреат Международной премии имени М.А.Шолохова в области литературы и искусства 2009 года — «за сборник публицистических и философских размышлений «На милость дня. Былинки» с вручением медали и диплома. Председатель СПб отделения Союза писателей России Б.Орлов вручил мне в 2013 году медаль «За успехи в воспитании». В 2012 году награждён медалью «70 лет танковой гвардии» — за патриотические статьи. А вот этой медалью я горжусь особо: «Генералиссимус А.В.Суворов» — «За вклад в патриотические традиции Отечества».

— Ба, знакомые всё лица! Редакция газеты «Православный Санкт-Петербург» в полном составе?

— Не в полном, конечно. За 23 года у меня столько народу успело поработать! Фотографий некоторых не осталось, но каждый внёс свой посильный вклад в народно-просветительскую православную газету, которую, смею надеяться, люди любят.

Александр Григорьевич оглянулся:

— Как видите, всё просто: комнатка с кроватью внизу, комната с двумя кроватями наверху — ведь это и гостевые комнаты.

Тут я увидела двух пауков, притаившихся в своих ажурных сетях, — не удержавшись, взвизгнула. «Не бойтесь, — засмеялся Александр Григорьевич, — я паучков люблю, не трогаю. Я и мушек и комариков люблю. Тоже ведь твари Божии. Только вот не знаю, как пауков кормить». — «Кормить? Всё, Александр Григорьевич, на этом наше интервью закончилось». С тем мы и спустились вниз.

В Домике творчества побывала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая