Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Включайте ум

ПОТРЕБЛЕНИЕ НА ИЗНОС

С уличных плакатов, глянцевых страниц, телекиноэкранов бросаются в глаза писаные красавицы, пальмы заморских курортов, собственные самолёты или персональные каюты на борту воздушных гигантов, белоснежные трансокеанские яхты, многогектарные виллы с отдельными этажами для безчисленных гостей и пристройками для безсчётной безукоризненной прислуги... Но!

Безукоризненная красота создается не только искусными гримёрами, но и многочасовыми упражнениями на тренажёрах пыточного вида, долгими околомедицинскими процедурами и дорисовками фотовидеоматериалов для сокрытия неидеальностей, неизбежных в живом человеке. Самолёты, яхты, виллы столь недёшевы, что у большей части способных на них заработать не остаётся времени, чтобы ими наслаждаться, и пользуются этой роскошью в основном их содержанки, чьё удовольствие неизменно отравлено мыслью о зависимости от любого каприза содержателей. А уж соотношение числа вилловладельцев и прислуги отчётливо указывает на то, что роскошь доступна только немногим.

Но реклама немыслимой роскоши придумана как раз для того, чтобы все, кто может, стремились к этой роскоши — и ради неё выкладывались в полную силу. Что теоретически, может быть, даже выгодно для общества в целом: пусть каждый напрягает все свои способности ради удовлетворения придуманной потребности. А когда рост производительности труда сделает эту потребность общедоступной, реклама сделает желанными другие предметы, дабы беличье колесо погони за роскошью не останавливалось.

Но раз роскошь доступна немногим, почти все чувствуют себя обделёнными. Кое-кто вовсе прекращает работу и уезжает в края, где можно прожить, например, на деньги от сдачи в аренду столичной квартиры. Многие продолжают работать через силу, с отвращением, что неминуемо сказывается на качестве результатов их труда. Но чаще всего человек живёт, как и прежде, просто считает себя неудачником. Так общая производительность, вопреки первоначальному замыслу, не только не растёт — падает. И рекламная попытка улучшить жизнь общества в конечном счете ухудшает её. Уровень жизни почти каждого человека снижается если не в материальном плане, то хотя бы по самоощущению.

Но задайте себе вопросы. Сколько времени вы выдержите столь красиво нарисованный образ жизни? Как скоро вам наскучит роль живого холста под кистью мастера экзотической росписи по лицу? Согласны расстаться с собственными зубами ради ровных фарфорово-белых протезов? Готовы ли рисковать здоровьем ради ночных плясок на Ибице или халявного бухла в Анталье? Уверены ли, что вашего везения хватит, чтобы обойти тысячи других претендентов на один биржевой выигрыш? Как переживёте обвал акций, только что купленных вами на весь ваш годовой доход? А также поинтересуйтесь судьбами героев прекрасных картинок. Как они чувствуют себя, когда всего искусства визажистов и фоторетушёров не хватает для маскировки последствий солнечных ожогов и ночных попоек? Каковы заработки медиков, пытающихся удержать от развала организмы, подточенные собственной безудержностью?

Анатолий ВАССЕРМАН, РНЛ

предыдущая    следующая