Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

12 июля — память свв.первоверховных апостолов Петра и Павла

ЛУЧШЕ БЫТЬ ПОСЛУШНИКОМ ПОСЛУШНИКА

Апостол Павел в своём послании к Колоссянам пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом... Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол.2,18—23). Самовольным смирением — что это значит? На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма прп.Серафима Саровского протоиерей Игорь ФИЛИН.

— Из святоотеческого опыта известно, что любое подвизание по собственной воле и разумению не спасительно, даже может повести к духовному повреждению. Вот почему у монашествующих один из обетов — послушание, т.е. отречение от своей воли. Причём послушание не только игуменам, начальникам, но и всей братии. Поэтому любое подвизание по собственному разумению или в подражание какому-то святому, если человек не имеет при этом над собой руководства, приводит к противоположным результатам.

А если говорить о приходской жизни, то на любые молитвенные правила, посты, чтения, любые действия следует брать благословение у духовного отца. Именно духовник должен регулировать, кому сколько поститься, сколько молиться, как часто причащаться и исповедоваться... Только при отсечении своей воли появляется свободное место для воли Божией. А до тех пор, пока человек сам всё решает, места для воли Божией нет. Сам — так сам. Недаром свт.Игнатий (Брянчанинов) говорил, что хорошие старцы получаются из хороших послушников и что лучше быть послушником послушника, чем жить своей волей. Поэтому если человек, даже долго ходящий в церковь и причащающийся, не имеет духовного руководства — приходского священника, не обязательно известного старца, — духовного преуспеяния быть не может. А такое случается, когда человек горд, опирается лишь на силу своего разума. Но, как говорит апостол, это может иметь только вид мудрости. Ибо люди укрепляются в своеволии, полагая, что священник, если он не является большим духовным авторитетом и не ведёт особой духовной жизни, не может руководить его духовной жизнью. Мол, батюшка и сам человек грешный, не так сказал, не то съел, на дорогой машине ездит... Зачем такого слушать? Он служит в храме, я прихожу на службы — этого достаточно.

Вот так люди и вредят себе, оставаясь без духовного руководства. Я лет 25 уже знаю женщину, которая находит себе духовных отцов, к которым очередь на километр. Конечно, у такого духовника просто нет физической возможности долго говорить с каждым из своих чад. И я могу представить, как она получает благословение на все свои дела. Выстояв огромную очередь, говорит: «Батюшка, благословите, мы то-то затеяли». Священник: «Бог благословит». Всё!.. Так она и живёт в своеволии, уверенная, что делает всё с благословения духовника. Какой самообман! Когда духовник отошёл ко Господу, она нашла себе другого, столь же недоступного...

Другая крайность — когда всё приходское духовенство «лишается права» руководить духовной жизнью: мол, я лучше буду жить, руководствуясь тем, что говорили святые отцы, по книжкам. Я помню, у нас был насельник, который хотел уйти подвизаться в Псково-Печерский монастырь. Меня спросил о нём духовник братии монастыря, я ответил: «Он ничего не знает, очень мало читает». Тот обрадовался: «Это очень хорошо, у нас всему и научится. А вот если он много читает — это беда. Такие люди напридумывают себе особую духовную, молитвенную жизнь, а когда приходят в монастырь, сталкиваются с будничной реальностью: рано вставать, идти копать, чистить коровник, потом отстоять долгие монастырские службы... И вскоре они возвращаются в мiр». Поэтому безконтрольное чтение святоотеческой литературы только укрепляет человека в самомнении, высоко­умии и своеволии. Такие книжники манипулируют высказываниями св.отцов, плохо понимая, о чём идёт речь, хотя наше вероучение и аскетические подвиги первых христиан излагаются общедоступным языком. Давайте, к примеру, вспомним I Вселенский собор. Святые отцы долго головы ломали, как правильно назвать Сына Божиего, какая существует связь между Отцом и Сыном? И нашли единственно верное слово — Единосущный Отцу. Так и в поучениях св.отцов высокие духовные представления излагаются простым человеческим языком. Но понимает их только тот, кто сам приблизился к высокой духовной жизни. Для всех остальных необходимо толкование.

Потому свт.Иоанн Златоуст и говорит, что когда-то Бог разговаривал с человеком напрямую, и человек понимал Его. Потом потребовались посредники — пророки. Затем потребовалось толкование Священного Писания, ибо надо не просто читать пророчества, но уметь толковать их. Простому человеку это не под силу. Потому что наше плотское мудрование оценивает всё с точки зрения плоти. Да и как может быть иначе? Если я, например, не видел, что находится на Луне, — как, какими словами я могу это описать? Или взять микромир: как можно описать те же молекулы, если я их никогда не видел? Каждый день мы пользуемся электричеством, но кто может объяснить, что происходит после того, как щёлкнул выключатель, куда и почему побежали электроны, как они выглядят? Мы говорим: ток — это движение заряженных частиц. То есть облекли это явление в словесную форму, но думать, что мы понимаем сам процесс, неправильно. То же касательно гравитации, магнетизма... человек не знает, как это действует. Как правильно писал А.Пушкин, «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» и думаем, что всё знаем. И это плохо. Но в духовной жизни недопонятое гораздо опаснее, потому что душевредно. Ибо если я не могу объяснить, что такое ток, то и ладно: достаточно щёлкнуть выключателем — и свет зажжётся. А в духовной жизни, если я опираюсь только на свой собственный опыт, неверное истолкование может привести к опасным искажениям!

Часто мы хотим попасть к известному богомудрому старцу, чтобы он что-то посоветовал. А ты готов услышать то, что он видит и скажет тебе? Я вспоминаю в связи с этим о.Николая Гурьянова. Побывав у него, один человек мне рассказал: «Старец велел мне жениться и венчаться. А где мне срочно невесту взять?» То есть он думал, что о.Николай, прозревая его, советовал венчаться. Но чаще всего о.Николай не совсем это имел в виду. Видя перед собой человека нецерковного, не имеющего опыта воздержания, он пытался предостеречь его: «Женись, не блуди. А женишься — венчайся, не живи во грехе. Выбери себе невесту и готовься вступить в законный церковный брак». Трудно приходилось старцу Николаю: толпы народа приезжали, а он видел: люди не соблюдают заповедей Христовых, живут грешно-блудно, а желают откровений сверху.

Если тебе нужны откровения — ты их получишь. Но надо понимать, что Бог говорит с нами на языке обстоятельств жизни. Вспоминается история одного русского монаха, подвизавшегося на Афоне. Он хорошо знал греческий язык, и его часто использовали паломники как переводчика. Вот и я со товарищи, когда приехал на Афон, желая попасть к одному старцу, стал уговаривать монаха пойти с нами. Он долго отнекивался, потом рассказал, что в бытность старца Паисия пошёл к нему, а тот не выходит из келии. Тогда он, как было заведено, оставил о.Паисию записку: мол, иеромонах такой-то очень нуждается в ваших молитвах. Ночью дверь в его келию открывается, входит старец Паисий, говорит: «Ну, брат, вставай, будем молиться. Я не могу один молиться, молитва-то тебе нужна». А монаху спать хочется, служба недавно закончилась, да и вставать рано. Он пробормотал что-то и снова уснул. Старец ушёл. На следующую ночь повторилось то же... Вот так всё ничем и закончилось. Не так ли и мы идём к старцам с глупыми вопросами, а получив ответ, не рады этому?

Один знакомый священник делился со мной: «Молодым людям, жаждущим высокой духовной жизни, я говорю: тебе на работу в девять утра? Значит, встаёшь ты в восемь. А ты встань в семь, сделай пробежку, прими холодный душ и вычитай утреннее правило. Сделаешь — будем дальше разговаривать. На этом, как правило, рвение угасает». Простого сделать не можем, а хотим молиться сердцем, совершать внутреннюю молитву, держать сугубый пост...

Вот об этом и предупреждает нас апостол Павел, дабы мы не придумывали себе в высокоумии своём духовную жизнь и духовный мир, которых нет. Чтобы не воображали о себе, что много понимаем, знаем и делаем, ибо на самом деле только бесов тешим.

Адрес: 197758 СПб, пос.Песочный, Ленинградская ул., 10. Тел. 596-63-98.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая